МОСКОВСКИЙ МОДЕРН. ДОХОДНЫЕ ДОМА. Часть 12
Сегодня я предлагаю моим читателям совершить виртуальную прогулку по переулкам Басманной слободы, а потом по Мясницкой улице отправиться к центру города. О доходных домах этих мест я уже рассказывала раньше http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-3/ http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-4/ . Но, естественно, я не могла рассказать обо всех сохранившихся домах Басманной слободы и Мясницкой. Поэтому сегодня нас ждет знакомство с доходными домами, о которых не было упомянуто в предыдущих материалах.
Начнем нашу прогулку мы с дома 3/7, строение 1г, на Покровке. С конца 17 века участок на этом месте принадлежал семье купцов Сверчковых, с именем которых связаны знаменитые постройки этого района, в частности, сохранившиеся до наших дней палаты Сверчкова http://www.peshkompomoskve.ru/moskva_dopetrovskya-2/
В 18 – 19 веках владение часто меняет хозяев и свои очертания. Но нас интересует угловой дом, который был впервые обозначен на планах в 1770-ых годах, когда участком владел подпоручик артиллерии Василий Иванович Сверчков. При следующем владельце, священнике Иване Афанасьеве, дом разбирают и переносят в глубь участка, чтобы расширить проезжую часть Покровки и Дегтярного переулка. Позже двухэтажный дом несколько раз перестраивают. В 1876 году владение покупает штабс-ротмистр Сергей Сергеевич Забелин, а в 1878 году по проекту архитектора Константина Николаевича Борникова строится доходный дом, в который было включено предыдущее строение.
Фасады дома рустованы, окна украшены замковыми камнями, треугольными сандриками и лепниной в классическом стиле. Изначально дом был декорирован на уровне второго и третьего этажа балконами с литыми чугунными ограждениями. К сожалению, к настоящему времени эта деталь декора фасада не сохранилась. Как и шикарные интерьеры квартир, которые предназначались для сдачи в наем состоятельным горожанам.
В 1891 году владельцами участка становится семья дворян Куприяновых, которые владели им до 1917 года. Михаил Павлович Куприянов был капитан-лейтенантом флота, после выхода в отставку состоял в правлении Императорского общества для содействия русскому флоту и Императорского Общества для содействия Русскому Торговому мореходству, был членом московского Дворянского клуба. После смерти Михаила Павловича доходный дом отошел к его вдове Варваре Григорьевне.
В 1918 году дом был национализирован, а в 1920-ых годах два верхних этажа были выделены под жилье молодых литераторов, которые работали в то время в журнале «Молодая гвардия». В доме жили Александр Фадеев и Михаил Светлов, в гостях у которых бывали Эдуард Багрицкий, Владимир Маяковский, Михаил Шолохов, Николай Асеев.
Примыкающий вплотную дом, выходящий фасадом на Покровку, 3/7, строение 1а, впервые показан на плане 1802 года, когда владение принадлежало княгине Марье Петровне Мещерской. Возможно, дом был построен по заказу предыдущих владельцев — дворян Толстых или купца Дмитрия Федоровича Фалеева, владевшего усадьбой в 1789–1793 годах. Несмотря на помпезный вид классического особняка, на самом деле он тоже был доходным домом, в котором было обустроено несколько богатых квартир. Случилось это после того, как владение Мещерских купил Сергей Сергеевич Забелин. Квартиры в наем в нем сдавались и при Куприяновых. В справочниках оба дома значатся, как доходное владение Забелиной-Куприяновых-Мещерской.
А мы отправимся дальше, пересечем Бульварное кольцо и познакомимся с доходным домом на улице Чаплыгина (бывший Машков переулок), 8. Он построен в 1903 году на месте двух обветшавших усадеб по проекту архитектора П. В. Яковлева в эклектичном стиле, сочетающем черты рационального модерна и классицизма. Первый этаж рустован, второй и третий имеют вертикальное членение рустованными лопатками по стене фасада, облицованного керамической плиткой «кабанчик». Между окнами второго и третьего этажа располагаются лепные панно, стилизованные под классические растительные орнаменты. В советское время надстроен двумя этажами.
Об архитекторе Яковлеве сведений на просторах интернета обнаружить не удалось, как и о владельце доходного дома.
Идем дальше, в Фурманный переулок.
Четырехэтажный одноподъездный кирпичный дом №5 по Фурманному переулку построен в 1897 году по проекту Ивана Дмитриевича Боголепова.
Боголепов окончил МУЖВЗ со званием неклассного художника архитектуры, имел обширную частную архитектурную практику в Москве и Московской губернии. По его проектам построено несколько храмов, доходных и усадебных домов.
Владельцем доходного дома в Фурманном переулке значится А. Г. Герасимов. Вероятнее всего, это Александр Герасимович Герасимов, который проживал неподалеку в Огородной слободе. Род его занятий выяснить не удалось. Опять же можно предположить, что Александр Герасимович был братом купца 1-ой гильдии Ивана Герасимовича Герасимова и был занят в семейном бизнесе. А Иван Герасимов имел фабрику по производству кирпича в Мытищах и жил тоже недалеко — в Лефортово.
Фасад доходного дома оформлен в стиле эклектики с преобладанием элементов классицизма: рустованный первый этаж, треугольные и полуциркульные сандрики окон второго этажа, замковые камни. Окно парадной лестницы тяготеет к модерну. Все элементы декора выполнены из кирпича, так что стиль декора дома можно считать кирпичным стилем с окраской стены и декоративных элементов в разный цвет. Изначально здание было трехэтажным, четвертый этаж появился в советское время.
Соседний дом построен в 1911 году по проекту Ольгерда Густавовича Пиотровича. Выпускник МУЖВЗ Пиотрович был востребованным московским архитектором. По его проектам в городе построено порядка 50-ти доходных домов. Дом в Фурманном переулке построен для братьев Александра и Ивана Николаевича Прохоровых, сыновей основателя и руководителя Трехгорки Николая Ивановича Прохорова.
Считается, что фасад доходного дома оформлен в стиле модерн: глазурованная плитка «кабанчик» двух цветов, сандрики и филенки под окнами с лепным декором. Вот только мотивы лепнины более подходят к классическому стилю, как и рустованный первый этаж и небольшой полукруглый фронтон над парадным входом. А еще в оформлении фасада нет характерной для модерна асимметрии. Так что, вероятнее всего, стиль этого доходного дома можно определить, как неоклассический или эклектичный.
Дом №10 в Фурманном переулке состоит фактически из двух домов. Левая часть построена в 1879 для коллежского советника Павла Петровича Легейда, а правая – в 1911 году для историка, археографа и археолога Сергея Константиновича Богоявленского. Тогда же доходный дом Легейда был достроен двумя этажами. Автором проекта был Петр Викентьевич Харко. Харко окончил МУЖВЗ со званием неклассного художника архитектуры, работал преимущественно в стиле модерн. По его проектам в Москве построено несколько доходных домов и храмов.
Фасады объединенного доходного дома Богоявленского декорированы в стиле неоклассицизм с характерной лепниной. Вертикаль пятиэтажной части дома подчеркивает блок прямоугольных эркеров со второго по пятый этаж с классическим декором: лепниной и треугольным фронтоном эркера третьего этажа.
В настоящее время бывший доходный дом Богоявленского является элитным жилым домом на десять квартир.
В неоклассическом стиле оформлен и доходный дом Шугаева в Большом Харитоньевском переулке, 14. Построен дом в 1912 году по проекту Ивана Гавриловича Кондратенко – одного из наиболее востребованных московских архитекторов конца 19 — начала 20 веков, автора свыше 50 реализованных проектов в Москве.
Участок, на котором построен доходный дом, в 19 веке часто менял хозяев. Среди них были титулярная советница Наталья Алексеевна Федотова, мещанка Глафира Яковлевна Васильева, учитель гимназии Яков Иванович Кремер. В 1912 году участок покупает личный почетный гражданин Сергей Иванович Шугаев. Он подает прошение о сломке всех строений во владении и постройке каменного доходного дома в шесть этажей. Проект этого дома и был разработан архитектором Кондратенко.
Многоэтажный дом в стиле неоклассики с двумя эркерными вертикалями содержит в своем декоре элементы итальянского Ренессанса: «итальянское» окно под фронтоном в центре фасада, ренессансный портал и балкон центрального окна четвертого этажа, обрамление входа, картуши. Окна второго этажа объединяет скульптурный фриз, изображающий полуобнаженные мужские фигуры, которые поддерживают овальные геральдические щиты.
Последним владельцем дома был потомственный почетный гражданин Сергей Алексеевич Фомичев. Сейчас это жилой дом со статусом объекта культурного наследия регионального значения.
Кондратенко спроектировал и доходный дом на углу Большого Козловского и Боярского переулков. Построен дом в 1901 году – во время расцвета модерна. Однако фасады декорированы весьма скромно: только оригинальное обрамление окон и тяги между первым и вторым этажами украшены дентикулами. Судя по внешнему, виду дом предназначался для небогатых квартиросъемщиков. Сейчас это жилой дом всего на 15 квартир.
Иван Гаврилович Кондратенко построил в Большом Козловском переулке еще один доходный и снова для Сергея Егоровича Шугаева. Всего у Шугаева в Москве было шесть доходных домов, которые приносили ему немалый доход. Некоторыми домами, в частности доходным домом на Садовой-Самотечной улице управляла его супруга – Анна Владимировна.
Как и в случае дома в Большом Харитоньевском переулке, этот доходный дом Шугаева построен на месте обветшавших усадебных строений. Среди прежних владельцев стоит отметить государственного деятеля и поэта Ивана Ивановича Дмитриева, в гостях у которого часто бывали Жуковский, Крылов, Карамзин.
Доходный дом для Шугаева Кондратенко выстроил в неоклассическом стиле. Фасад разделен на две части: одна часть полностью оштукатурена, вторая – частично оштукатурена, частично облицована плиткой «кабанчик». Главные входы украшены полуколоннами: в оштукатуренной части – коринфскими, в облицованной – тосканского ордена. Фасад также украшают лепные панно, эркеры и строгие балконы с кованным ограждением.
Сейчас это жилой дом на 30 квартир.
Продолжим нашу прогулку и свернем в Мясницкий переулок. Здесь мы увидим очень интересный с точки зрения архитектуры дом: в нем сочетаются черты модерна и, как определяют этот стиль искусствоведы, протоконструктивизма. Центральный объем – пятиэтажный, по обе стороны от него расположены пристройки в виде башен. Между башнями на уровне пятого этажа устроен сплошной балкон с ограждением в виде плоских балясин – почти как ленточный балкон в будущих конструктивистских домах. Семиэтажные фасады башен и основного объема раскрепованы по вертикали выступами, создающими эффект вытянутых ниш, в которых располагаются окна.
Лепные украшения фасадов выполнены в египетском стиле: крылатые символы единого бога солнца Атона и бога мудрости Тота, пара мощных «египетских» колонн у входа с женскими маскаронами, опять же с египетскими прическами. Центральные лопатки венчают маски нахмуренных стариков.
Доходный дом в Мясницком проезде, 3, стр.1 был построен в период с 1909 по 1910 годы по заказу Моисея Марковича Левина, который занимался торговлей дровами для москвичей. Автор проекта — архитектор Саул Кельманович Готман. Гоман окончил Харьковский технологический институт со званием инженера-технолога. Доходный дом в Мясницком проезде – единственная значимая постройка архитектора в Москве.
На первом этаже дома были отведены помещения для магазинов с большими витринными окнами. На других этажах были устроены дорогие квартиры, сдававшиеся внаем состоятельным жильцами. Сам хозяин проживал здесь же, в квартире №28.
Сегодня в бывшем доходном доме Левина размещается представительство республики Саха (Якутия), а на первом этаже – ювелирный магазин «Бриллиантовая Якутия».
Соседний дом (Мясницкая улица, 48/1) — бизнес-центр «Мясницкая Плаза». Построен в начале 21 века на месте доходного дома врача Павла Павловича Воронина. Дом был возведен в 1895 году. В ту пору он носил название — Меблированные комнаты «Кондратьев».
Не могу судить о том, почему снесли этот доходный дом. Вполне возможно, что износ его был таким, что ремонт не представлялся возможным. Что ж, неплохо уже хотя бы то, что на этом месте возвели здание, в точности повторяющее внешний вид фасадов Меблированных комнат «Кондратьев». Для сравнения фотографии 1970-ых годов из интернета.
А теперь предлагаю пойти по Мясницкой к центру, знакомясь с доходными домами на этой и соседних улицах.
Дом № 36 – бывший доходный дом Зиминых. Потомственный почетный гражданин Николай Гаврилович Зимин и его супруга Анна Ивановна, как и Шугаевы, имели несколько доходных домов в Москве. Николай Гаврилович происходил из бедной семьи то ли купцов, то ли мещан. Свой капитал он заработал, торгуя табаком, писчебумажными и канцелярскими товарами, со временем стал владельцем гильзовой фабрики. После смерти Николая Гавриловича недвижимостью владела его вдова.
Дом на Мясницкой был построен в 1908 году по проекту архитектора Николая Львовича Шевякова. Шевяков окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге, где и начал трудовую деятельность. В начале 1900-ых годов архитектор перебрался в Москву. Здесь он работал помощником Льва Кекушева при реализации проекта гостиницы «Метрополь». По проектам Шевякова в Москве построено несколько доходных домов, картинная галерея Румянцевского музея, официальным архитектором которого он был. Шевляков много лет вел преподавательскую деятельность. Первой значимой и очень успешной работой архитектора стал соседний дом № 38 доходный дом Лангового, о котором я рассказывала здесь http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-3/ .
Фасад доходного дома Зиминых оформлен в эклектичном стиле, сочетающем элементы декора классицизма (коринфские полуколонны, полуциркульные сандрики с лепниной в оформлении окон второго этажа) и барокко (завитки в оформлении окон четвертого этажа и центрального ризалита). Первый этаж с витринными окнами предназначался для магазинов, на остальных были квартиры для сдачи в наем.
Сейчас здание занимает московское представительство ОАО «Сургутнефтегаз».
Дом № 34 построен значительно раньше, в 1887 году по проекту Семена Семеновича Эйбушица. Для кого он был построен неизвестно, но с 1914 года и до национализации в 1917 году владельцами были братья Алексей и Григорий Феоктистовичи Михайловы. У братьев Михайловых было еще несколько доходных домов, приносивших немалую прибыль.
Фасад этого доходного дома декорирован в стиле эклектики, любимом стиле Эйбушица, с характерным оформлением окон и лепниной. Первый этаж изначально был рустованным, но в 1993 году здание реконструировали по проекту сербского архитектора Зорана Васича. Тогда первый этаж облицевали керамической плиткой, имитирующей натуральную яшму. Рустовка сохранилась только на ризалитах.
Здание также занимают различные департаменты ОАО «Сургутнефтегаз».
Дойдя до Бульварного кольца, свернем на Сретенский бульвар. Здесь на пересечении с улицей Сретенкой стоит скромный доходный дом, построенный в 1875 году по проекту архитектора Александра Ивановича Гнездарева. Образование будущий архитектор получил в Московском дворцовом архитектурном училище, а звание неклассного художника — в Императорской Академии художеств. Гнездарев служил в Опекунском совете, работал участковым архитектором Пресненской части и архитектором Московского городского кредитного общества.
Простой, практически без декора доходный дом был бы совсем ничем не примечательным, если бы на первом этаже в 1913 году не открылся один из первых в Москве кинотеатров, которые в ту пору назывались электротеатрами. Сначала он носил эффектное называние «Гранд-Электро». В советское время кинотеатр получил новое название — «Искра», а потом — «Хроника». В 1990-ые годы кинотеатр прекратил свое существование, а освободившееся помещение переоборудовали в пивной ресторан.
Пересечем Сретенский бульвар и пройдем по Милютинскому переулку. На пересечении Милютинского и Боброва переулков расположено внушительное восьмиэтажное здание – доходный дом Феттер и Гинкель.
История владения прослеживается с начала 17 века, когда оно принадлежал роду князей Черкасских – перешедших на службу московскому царю и принявших православие черкесских князей. В конце 19 века имением владела купеческая жена Анфиса Андреевна Князева. Она и продала участок со всеми строениями в собственность акционерного общества «Н. Феттер и Е. Гингель».
Сначала это акционерное общество занималось закупкой и продажей импортных оружейных товаров, рыболовных принадлежностей и предметов для спорта. Но к концу 19 века выходец из семьи обрусевших немцев купец 2-ой гильдии Николай Николаевич Феттер решает наладить производство таких товаров в России. Сначала в Алексеевской слободе, что возле Крестовской заставы в Московском уезде, строится патронная фабрика, которая производила медные ружейные и бумажные охотничьи гильзы, револьверные патроны, пыжи и охотничью дробь. Все оружейные товары не уступали по качеству импортным, но были существенно дешевле. Постепенно в акционерное общество стали входить заводы по изготовлению металлических изделий, оружейные и скобяные мастерские, фабрика эмалированной посуды. Число служащих и рабочих на этих предприятиях составляло несколько тысяч человек.
Как и многие другие состоятельные люди того времени, Феттер был известным благотворителем: жертвовал средства для обучения бедных детей и сирот, для приобретения квартир неимущим, построил бесплатную амбулаторию в Москве, больницу в Щелково и земскую школу в Верейском уезде, отреставрировал усадьбу историка Татищева близ Солнечногорска, которая, к сожалению, в настоящее время находится в руинированном состоянии, завещал своим старым работникам 75 тысяч рублей.
К сожалению, о другом учредителе акционерного общества, господине Гинкеле, никаких сведений найти не удалось, даже его имени: все доступные мне источники ссылаются только на название акционерного общества «Н. Феттер и Е. Гингель».
Но вернемся к доходному дому. Строительство началось в 1915 году, через три года после смерти Н. Н. Феттера. Работами руководил признанный мастер в строительстве доходных домов – Валентин Евгеньевич Дубовской. Проект предусматривал возведение мощного семиэтажного здания в неоготическом стиле. К 1917 году были построены пять этажей. Во время революции здание сильно пострадало от боев за расположенную рядом телефонную станцию и несколько лет простояло в лесах. В 1924 году дом достроили по проекту Александра Михайловича Калмыкова. Новый проект не предусматривал декоративных элементов, так что в декоре дома остались только те элементы, которые успел сделать Дубовской: граненные колонны, ниши, увы, пустые, и оформление парадных входов. В 1936 году здание достроили восьмым этажом.
В 1930-ые годы в доме жили архитектор Каро Алабян и академик живописи Евгений Лансере. Сейчас судьба дома остается неясной, хотя с 2014 года оно имеет статус объекта культурного наследия регионального значения. Реставрация дома не проводится, некоторые квартиры заняли неформальные художники под мастерские и выставочные помещения.
Милютинский переулок, 3 – доходный дом Фалеевых. Построен он в 1897 году по проекту Николая Григорьевича Фалеева, как доходное владение для своей семьи. В 1905 году владелицами дома значились кузины Николая Григорьевича Зинаида, София, Александра Алексеевны Фалеевы.
Николай Григорьевич Фалеев окончил с Золотой медалью Институт гражданских инженеров в Петербурге. В Москве служил младшим архитектором губернского правления, председателем Комиссии архитекторов при городском строительно-дорожном управлении, губернским архитектором, имел частную практику.
Изначально доходный дом Фалеевых был построен в пять этажей. В 1930-ых годах здание надстроили еще двумя этажами. Декор фасадов выдержан в эклектичном стиле с преобладанием элементов классицизма: рустовка, коринфские колонны и пилястры, сандрики в оформлении окон 4 этажа. В то же время эркер в центре фасада, несмотря на то, что и он украшен коринфскими колоннами, и облицовка керамической плиткой межоконных пространств можно отнести к элементам модерна.
Дом практически все время своего существования использовался по назначению. Сначала в нем были дорогие квартиры для сдачи в наем. Первый этаж с большими витринными окнами арендовали конторы и магазины. В советское время квартиры занимали сотрудники различных советских ведомств. После реконструкции, проведенной в 1998 году, появился мансардный этаж с 20-ти метровыми застекленными террасами. Сейчас в бывшем доходном доме Фалеевых 49 элитных квартир свободной планировки, включая двухуровневые.
Не могу не рассказать о тех, кто владел участком до Фалеевых. Это представители семейства Свешниковых – известных петербургских книготорговцев и книгоиздателей. Один из братьев Свешниковых, Осип Леонтьевич, в начале 19 века перебрался в первопрестольную, где открыл книжные магазины на Никольской улице и Ильинке. Осип Свешников был дружен со многими московскими и петербургскими библиофилами, издателями, литераторами, в том числе с историком Н. М. Карамзиным. В Милютинском переулке у Свешникова был доходный дом, в котором снимали квартиры актеры Малого театра. Вот на таком историческом месте уже в конце 19 века и был построен доходный дом Фалеевых.
А мы с вами пройдем до конца Малютнского переулка и снова окажемся на Мясницкой. В самом начале улицы располагается огромное достаточно современное здание, часть фасада которого выдержана в стиле эклектики рубежа 19-20 веков. Это здание вычислительного центра КГБ, ныне Центр информационной безопасности ФСБ РФ, а богато украшенный фасад, выходящий на Мясницкую улицу – это то, что осталось от доходного дома Н. Д. Стахеева. Но обо всем по порядку.
В 1896 году участок рядом с храмом иконы Гребнеской Божией Матери на Лубянской площади покупает купец 1-ой гильдии, коммерции советник, золотопромышленник, меценат и благотворитель Николай Дмитриевич Стахеев. О Стахееве и его сказочном особняке можно прочитать здесь http://www.peshkompomoskve.ru/osobnyak_staheeva/. Новый владелец на месте старых строений решает построить многоэтажный доходный жилой дом с магазинами. Для разработки проекта и его реализации Стахеев приглашает известного московского архитектора Михаила Федоровича Бугровского. Бугровский – яркий представитель целой плеяды выдающихся архитекторов: годы обучения Михаила Федоровича в Московском училище живописи ваяния и зодчества совпали с обучением других студентов, работы которых впоследствии определили облик Москвы на рубеже 19-20 веков. Одновременно с Бугровским в МУЖВЗ учились Федор Шехтель, Виктор Мазырин, Роман Клейн, Мечеслав Пиотрович, Иван Кондратенко, Адольф Эрихсон.
Первый этаж четырехэтажного доходного дома занимали магазины: книжные магазины Анны Седлецкой и издательской фирмы А. А. Ланга, магазин металлических изделий Ивана Григорьевича Кирова, магазин посуды из стекла и металла торгового дома «Братья Линденман», булочная Ивана Филиппова, ювелирные магазины. Остальные этажи занимали квартиры разной площади, степи комфортности и цены. Одну из квартир снимал Михаил Врубель с супругой Надеждой Забелой. А уже после национализации в 1919 году крошечную комнату на верхнем этаже занимал Маяковский.
Фасад здания оформлен в эклектичном стиле с обилием лепных элементов декора: здесь и барочные завитки, и классические коринфские колонны с такими же классическими гирляндами из цветов и фруктов, и маскароны, характерные для разных эпох.
В 1935 году взорвали храм иконы Гребнеской Божией Матери, и рядом с бывшим доходным домом Стахеева долгое время был фактически пустырь. В 1987 году на месте пустыря впритык к доходному дому было построено здание вычислительного центра КГБ по проекту архитекторов Бориса Владимировича Палуй и Глеба Васильевича Макаревича. Годом ранее дом Стахеева был надстроен тремя этажами, которые тоже занял вычислительный центр КГБ. Таким образом дом Стахеева оказался внутри огромного объема нового здания.
С 1957 года два нижних этажа бывшего доходного дома Стахеева занимает крупнейший книжный магазин столицы «Книжный мир», который с 1992 года стал называться «Библио-глобус». В 1990-ые здание реконструировали с реставрацией фасада. Прессе того времени были публикации о том, что дом Стахеева полностью снесли и просто воссоздали фасад. Ругали Лужкова. Достоверной информации по этому вопросу я так и не нашла, но фасад дома Стахеева сейчас выглядит замечательно.
14.12.2022