ОСОБНЯК ТАРАСОВЫХ

ОСОБНЯК ТАРАСОВЫХ

          Наверное, каждый человек, когда он строит для себя дом, старается чтобы дом его был красивым, просторным и удобным. Если этот человек богат, то он, вероятнее всего, не пожалеет на возведение дома средств, особенно если в дальних уголках памяти хранятся воспоминания о тех временах, когда материальное благополучие было средненьким и часто приходилось экономить и во многом себе отказывать. Чаще всего так случалось раньше, так случается и сейчас – просто такова человеческая природа. Можно сколько угодно ругать хозяев таких домов за дурновкусие, за выпячивание своего богатства и избыточную роскошь, но такие особняки время от времени появлялись и появляются. Но проходят годы, и мы уже по-другому смотрим на такие дома, изучаем их историю и историю их владельцев, художественные особенности архитектуры и интерьеров.

             Вот с одним таким особняком с непростой историей мы и познакомимся сегодня.

        На углу Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка уже более ста лет стоит «настоящий» итальянский палаццо эпохи Ренессанса. Сейчас в его стенах располагается Институт Африки РАН. А строился этот необычный для Москвы дом как особняк купца первой гильдии Тарасова. Прежде чем рассказать о доме, несколько слов о владельце особняка и его семье.

         Гавриил Асланович Тарасов был московским купцом первой гильдии. Родился он на Кавказе, точное место и дата рождения неизвестны. Его отец, Аслан Торос (или Торосян), происходил из черкесогаев – армян, живших на территории Северо-Западного Кавказа. С началом кавказских войн многие черкесогаи переселились на территории, которые занимали адыги. Так в 1839 году образовался армянский город, который сначала назывался Армянским аулом, а с 1848 года он был переименован в Армавир в память об одном из городов древней родины армян – государства Урарту.

          В Армавире поселился и Аслан Торосян. Именно он стал основателем богатейшей купеческой династии. В 1839 году Аслан открыл свою первую лавку, в которой торговали мануфактурой: тканями, пряжей, нитками, ватой. У Аслана было пятеро сыновей: Иван, Александр, Лазарь, Гавриил и Михаил. В 1857 году Аслан Торосян скончался. Дело перешло к его вдове Марии Сеферовне и сыновьям. Главные активы получил старший сын Иван, который и возглавил дело. А к тому моменту Тарасовым принадлежала уже целая сеть магазинов и складских помещений не только в Армавире, но и в Екатеринодаре, Симферополе, Астрахани, Ставрополе и других городах юга империи. Хоть главой мануфактурной торговли был Иван Торосян, но каждый из братьев участвовал в управлении семейными предприятиям, которое постоянно расширялось.

            Сначала Торосяны были приписаны к купечеству Нахичевани, а затем – Екатеринодара. В 1880 году Торосяны основали «Мануфактуру братьев Тарасовых» и перебрались в Москву. Именно в это время и появилась их русифицированная фамилия – Тарасовы. Иногда употреблялось и русифицированное отчество – Афанасьевичи. По воспоминаниям современников в ту пору Тарасовы вели очень скромный образ жизни: носили простую, порой со следами починки, одежду, ездили третьим классом, питаясь в пути припасенными из дома сухарями.

         Но уже на рубеже веков предприятия Тарасовых, которые включали в себя не только магазины и склады, но и фабрики, стали приносить баснословный доход. Тарасовы стали московскими купцами первой гильдии, которые владели банковскими активами, доходными домами и прекрасными особняками. Об одном из них я уже рассказывал в статье, посвященной московскому модерну http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern-4/ .

         А сегодня мы познакомимся с особняком, который задумал построить для своей семьи Гавриил Асланович Тарасов. В начале 20 века Гавриил Асланович был совладельцем и одним из руководителей «Товарищества мануфактур братьев Тарасовых». Контора Товарищества располагалась в здании дома Московского страхового общества на Старой площади, в котором кроме гостиницы «Боярский двор» были предусмотрены многочисленные конторские помещения. Об том грандиозном здании я рассказывала в статье, посвященной Федору Шехтелю http://www.peshkompomoskve.ru/fedor_shehtel/ .

           В 1907 году Гавриил Тарасов приобрел обширный участок земли на углу Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка. Несмотря на свои большие размеры участок был практически пуст, единственный небольшой деревянный дом на нем стоял по красной линии Спиридоновки. Естественно, с началом строительства его снесли.

      Неизвестно, кому принадлежала идея строительства особняка в виде итальянского ренессансного дворца, Тарасову или архитектору. Сначала Гавриил Асланович собирался построить большой дом в классическом стиле, был даже подготовлен соответствующий проект. Но потом Тарасов пригласил для работ Ивана Владиславовича Жолтовского и предоставил архитектору карт-бланш. Так на купленном участке появился комплекс зданий в итальянском стиле, который занял все пространство участка. Формы уличных фасадов Жолтовский позаимствовал у дворца Палаццо Тьене в городе Виченца, который был спроектирован и построен в середине 16 века Андреа Палладио.  Мы видим тяжелый рустованный первый этаж и облегченный – второй. Пожалуй, единственное, что отличает фасады особняка Тарасова от фасадов Палаццо Тьене, так это увеличенная высота первого этажа. Высота первого этажа на 1/13 больше высоты второго. Жолтовский сделал это, следуя пропорциям другого итальянского архитектурного шедевра —  венецианского Дворца дожей, для создания иллюзии воздушности и легкости второго этажа. Этой цели служит и разный декор фасадов. Справедливости ради, следует сказать, что декор фасадов — это имитация из бетона. Первый этаж сложен как бы из гранитных блоков, а второй облицован более светлым мрамором.

         Главный дом выходит коротким, парадным фасадом на Спиридоновку, а длинным — на Большой Патриарший переулок, где и был расположен въезд в усадьбу. С двух других сторон каре замыкается невысокими служебными корпусами, образуя внутренний дворик по типу итальянского патио, с фонтаном и скульптурами.

     

            Сейчас здание кажется единым целым, но по замыслу архитектора и заказчика оно было построено как два независимых корпуса, состоящее из двух роскошных квартир под общей кровлей. Гавриил Асланович планировал, что в этих квартирах будут жить семьи его сыновей.

        На уровне улицы и первого этажа со стороны Большого Патриаршего переулка два корпуса разделял проезд во внутренний дворик. Со стороны переулка была одна арка, а со стороны дворика — три арочных пролета. Сводчатое перекрытие над главным проездом поддерживали четыре пилона и восемь колонн в два ряда. Над арками перекрытия на уровне второго этажа были устроены просторная открытая терраса и закрытая зала. Зала и терраса служили связью между двумя корпусам. Позднее проезд и террасу заделали, получив дополнительные помещения. Со стороны переулка проезд закрыли массивной дверью. Так выглядели проезд и терраса в начале 20 века…

   

        …а так он выглядит сейчас.

      С 1979 года особняк Тарасова занимает Институт Африки РАН, а в помещении, которое получилось из проезда, располагается библиотека института. Если присмотреться внимательно, то в этом помещении можно разглядеть колонны бывшего проезда и уличный фонарь, который раньше освещал проезд.

   

        Но вернемся ко времени строительства особняка. Оно началось в 1909 году, а закончилось в 1912. Так много времени потребовалось на создание интерьеров дома. Следуя традициям итальянского возрождения Жолтовский в интерьерах использовал сочетание простых светлых стен и богатой росписи потолков. Для этих работ были привлечены художники Игнатий Игнатьевич Нивинский, Евгений Евгеньевич Лансере и Викентий Павлович Трофимов. Росписи потолков по большей части имитация более дорогих и сложных технологий. Специальная окраска имитирует ценные породы дерева, мозаичные панно, а росписи в технике гризайль – лепнину. Вместо мрамора был использован искусственный камень, а кое-где резьба по камню была заменена гипсовой лепниной.

        Но в целом строительство огромного особняка с необычным декором сыграло с его владельцами злую шутку. Гавриил Асланович не дожил до окончания строительства, он умер в 1911 году. Дом по наследству отошел его сыновьям Георгию и Саркису. Большой интерес к строительству особняка, масса рассказов о богатстве его отделки подвигли городские власти выставить братьям Тарасовым огромный налог на вступление в наследство. Братья пытались доказать, что дом не такой уж и дорогой, что построен он из простого кирпича, а не камня, что декор является имитацией дорогих материалов, но городские власти были неумолимы. По одним источникам Тарасовы все-таки заплатили высокий налог, по другим продолжали судиться до 1917 года, когда вопрос с наследством решился сам собой: особняк национализировали. Несомненно только одно: братья Тарасовы так и не пожили в доме, который для них с любовью построил отец. В него даже не успели завезти мебель.

    А теперь полюбуемся росписями и некоторыми другими элементами декора, сохранившимися со времени строительства.

           Начнем с потолка и люстры вестибюля.

 

          А вот и лепнина, имитирующая резьбу по камню.

 

    Первый этаж со стороны Спиридоновки предполагался как парадный. Но т.к. в особняке никто не жил, то, естественно, названия и предназначения комнат носят условный или предположительный характер.

      Угловая комната первого этажа сейчас называется малый зал для приемов или малая гостиная, а занимает его сейчас читальный зал библиотеки института. Потолок этого помещения расписан Евгением Лансере на тему древнегреческого мифа о Персее. Кессонированный потолок вместил в себя все сюжеты этого мифа: от рождения героя у заточенной в подземелье дочери царя Акрисия Данаи от Зевса, который проник к красавице в виде золотого дождя, до освобождения Андромеды.

 

          Здесь и Зевс-громовержец, и мать Персея Даная, и победа над Медузой Горной, и встреча с Атлантом, и боги Олимпа.

   

 

   

          Фресковый фриз под потолком изображает Атлантов, которые как будто, словно небо, поддерживают потолок. Фриз украшен латинскими надписями, которые объясняют изображенные выше сюжеты мифа о Персее:

        «Даная зачала Персея от золотого дождя»

        «Так появились Атласские горы»

        «Медузу со змеиными волосами Персей побеждает»

        «Персей освобождает Андромеду».

 

 

      Расположение комнат в доме – анфиладное. Следующее помещение в анфиладе – это большой зал приемов, который сейчас используется для проведения различных собраний коллектива института. Изначально он был разделен на два помещения. Сейчас это можно заметить по потолку, разделенному на две части балкой.

        В первой части в глубоких ячейках кессонного потолка фрески изображают муз и девушек, которые играют на музыкальных инструментах. Картины на тему музыки изображены на широком фризе по периметру потолка. Вероятнее всего хозяин планировал разместить здесь музыкальный салон с роялем и другими музыкальными инструментами.

 

          Вторая часть зала оформлялась как парадная столовая. За экраном располагается камин из искусственного камня и две двери, которые ведут в подсобные помещения: на кухню, в буфетную и т.п. Через них планировалось подавать блюда гостям Тарасовых.

         Потолок этой части зала состоит из небольших кессонов, которые разделены мощными поперечными балками.

        И снова мы сталкиваемся здесь с иллюзиями. Создается впечатление, что потолок отделан дорогим деревом, а на самом деле он просто покрашен под дерево.

           Балки обеих частей зала покрыты росписью. Примененная здесь техника гризайль создает иллюзию того, что они покрыты полихромной лепниной.

          Мелкие рисунки – это работы студентов Строгановского училища. Их здесь много и все они разные, ни один не повторяет другой.

       Тематика росписи широкого подпотолочного фриза соответствует предназначению комнаты, в которой собирались принимать пищу: здесь изображены античные пиры.

         Я уже говорила, что подлинное предназначение комнат неизвестно. Еще одну комнату первого этажа, которую сейчас тоже занимает библиотека, гиды называют синим залом. Возможно, она планировалась, как кабинет или еще одна гостиная. Кессонированный потолок этой комнаты просто раскошен. Он украшен полихромной лепниной с большим количеством позолоты, а подпотолочный фриз – позолоченными лепными путти.

   

        Если не обращать внимания на современную мебель в помещениях, то можно представить, что мы попали в ренессансный дворец, например, флорентийский Веккьо или Питти. Только масштабы, конечно, несколько другие, более скромные. Для сравнения несколько фотографий потолков Палаццо Веккьо и Питти, сделанных мною во Флоренции.

       

   

        И это не удивительно. Работая над интерьерами, художники стилизовали, а порой и вовсе копировали работы итальянских художников: Тинторетто, Тициана, Джулио Романо.

         Но продолжим знакомство с особняком Тарасовых.

       По одной из парадных лестниц (две квартиры – две парадные лестницы) из искусственного камня поднимемся на второй этаж.

   

          По дороге посмотрим из окна на внутренний дворик.

       Потолок парадной лестницы расписан.  Здесь чередуются черно-золотые изображения орлов и дубовых веток на черно-золотом фоне. Все это своеобразные символы Тарасовых: дуб означает силу хозяина дома, а орел – это символ власти.

         Помещения второго этажа оформлены более скромно, их основная часть предназначалась просто для жизни. Это были спальни, детские, гардеробные.

         Но и на втором этаже есть парадно оформленные комнаты. Например, комната, в которую попадаешь, сразу же после того, как поднимешься по лестнице. То ли это холл второго этажа, то ли все-таки гостиная. Нежная отделка потолка позволяет предположить, что это могла быть дамская гостиная.

            А оформление комнаты и впрямь нежное, и изящное. Балки потолка с искусственным верхним светом покрыты цветочным узором, фриз расписан тончайшим узором с элементами античного меандра. Две коринфские колонны из искусственного мрамора отделяют основное пространство комнаты от небольшого участка перед дверью.

   

   

          В этой комнате есть еще один работающий камин из искусственного камня с чугунной топкой.

          А эту небольшую комнату гиды называют зеленой гостиной. Может это и так, а может она планировалась как кабинет. Центральный плафон потолка расписан снова на мифологическую тему. На этот раз сюжет – похищение Европы.

   

         К сожалению, не все помещения особняка Тарасова доступны для осмотра. Или не всегда. По крайней мере в интернете есть фотографии помещений, в которых мы так и не побывали. По каким-то причинам доступ для посетителей туда был закрыт.

   

   

            Зато удалось увидеть одну из черных лестниц и грузовой лифт, служивший для подъема и спуска белья, посуды, для подсобных работ. Следует сказать, что при строительстве дома были использованы самые передовые технические решения того времени. У каждой из квартир было отдельное паровое отопление. Трубы пролегали внутри стен, а в комнатах размещались радиаторы. В доме было электричество, канализация, водопровод, ванные комнаты и санузлы. В здании была предусмотрена даже собственная прачечная.

 

            Две квартиры – две парадные лестницы. Мы поднялись на второй этаж по одной из них, с пускаться будем по другой. И снова будем любоваться расписными потолками.

 

 

         Перед входом на лестницу есть небольшое пространство, потолок которого украшен росписью, имитирующей мозаику. И снова мы видим античные сюжеты и символы: борющиеся кентавры, амур с парусом верхом на дельфине, символизирующий воду и воздух, фазаны под дубом, символизирующие землю.

 

   

         Холл, которым заканчивается эта парадная лестница, поражает своим великолепием. Большое трехстворчатое окно, огромное зеркало и дверные проемы украшены позолоченной лепниной.

   

          А потолок просто поражает своей роскошью. И снова иллюзия: он просто расписан, а выглядит так, как будто сделан из золотой смальты: обильные растительные орнаменты, в которые вкраплены химеры, амуры и другие античные персонажи.

   

 

    

         Удивительно, но везде сохранились латунные дверные и оконные ручки, которые тоже стилизованы под итальянский Ренессанс, и даже ключ от входной двери, который до сих пор успешно открывает и закрывает замок.

 

   

           В заключении несколько слов о судьбе особняка и семейства Тарасовых после 1917 года.

           После национализации и до 1937 года особняк Тарасовых занимал Верховный Суд СССР. В 1937 году сюда въехало посольство Германии. В послевоенные годы его занимало посольство Польши. С 1979 года в доме располагается Институт Африки РАН. По слухам, институт получил в свое распоряжение это шикарное здание благодаря тогдашнему директору Анатолию Андреевичу Громыко – сыну министра иностранных дел СССР Андрея Андреевича Громыко.

          А Тарасовы, лишившись активов и имущества, уехали через юг в Европу и осели в Италии и Франции.

            Внук Александра Аслановича Лев Асланович стал известным французским писателем, известным под псевдонимом Анри Труайя, автором романов и литературных биографий российских политиков и деятелей культуры: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Горького, Ивана Грозного, Петра Великого, Александра I и других.

          Но не все Тарасовы эмигрировали. Потомки Михаила Аслановича остались на Кавказе. Здесь в Сухуми среди родни прошло детство правнука Михаила Аслановича по имени Артем – советского и российского предпринимателя, который в годы перестройки стал первым советским легальным миллионером. Сам Артем Тарасов считал себя потомком Гавриила Аслановича и даже высказывал мысли о том, что дом на Спиридоновке должен принадлежать ему.

28.12.2021

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *