МОСКОВСКИЙ МОДЕРН. ДОХОДНЫЕ ДОМА-13

МОСКОВСКИЙ МОДЕРН. ДОХОДНЫЕ ДОМА. Часть 13

          Сегодня мы с вами снова погуляем по центру столицы и познакомимся с доходными домами, которые не попали в поле нашего зрения в прошлый раз. Маршрут сейчас получится достаточно протяженным, но его стоит пройти, чтобы увидеть еще несколько интересных доходных домов.

          Начнем нашу прогулку с Большого Козихинского переулка. Четная сторона этого переулка занята сплошь доходными домами, построенными в начале 20 века. Стилистика оформления фасадов этих домов разная.

           Вот, например, дом №8. Дом построен в 1906 году по проекту Ольгерда Густавовича Пиотровича. Фасад дома имеет строгое членение окнами. Окна второго и третьего этажей оформлены полуциркульными сандриками. Первый этаж оштукатурен, остальные – облицованы голубой плиткой «кабанчик».

       

        Дом 12/2 также имеет строгое членение окнами, которые оформлены классическими элементами. На фасадах можно отыскать лепнину с растительным орнаментом, кронштейны, листья аканта и лепные пояски в оформлении сандриков окон второго и третьего этажей, пилястры с капителями, которые украшены дентикулами, между окон четвертого этажа. Имя владельца, как и имя архитектора этого доходного дома, не известны. На сайте https://flatinfo.ru/ 1912 год указан как год постройки дома. В то же время слышала от гидов, что в этом доме с 1904 года проживал выдающийся актер Малого театра Александр Алексеевич Остужев, имя которого некоторое время носил Большой Козихинский переулок. А с 1900 по 1968 год в доме жил первый директор Книжной палаты РСФСР, известный библиограф, доктор педагогических наук Богдан Степанович Боднарский. Бондарский издавал журнал «Библиографические известия», редакция которого располагалась также в этом здании.

             Как совместить эти факты – не знаю. Возможно дом построен в конце 19 века, а в 1912 году его только перестроили.

           О доходных домах в стиле модерн в Большом Козихинском мы поговорим в следующий раз, а пока отправимся на Тверскую, чтобы познакомиться с парой доходных домов на этой улице.

          Доходный дом на Тверской улице (сейчас это дом №16) построен в 1882 году по проекту Августа Егоровича Вебера.

          Вебер считается русско-австрийским архитектором. Он родился в Праге, в 1861 году окончил Императорскую художественную академию в Вене со званием архитектора. В 1871 году приехал в Москву по приглашению предпринимателя Александра Александровича Пороховщикова для строительства ресторана «Славянский базар», да так и остался в Москве до конца жизни. По его проектам построено много доходных домов, общественных и промышленных зданий, некоторые из них построены совместно с выдающимися московскими архитекторами Александром Каминским, Романом Клейном, Георгием Евлановым.

            Владение, на месте которого был построен доходный дом на Тверской, известно с 18 века. Участок часто менял хозяев, разделялся между разными владельцами и снова объединялся, на нем возводились различные постройки, сначала деревянные, позднее – каменные. В конце 1870-ых годов объединенный участок покупает купец 1-ой гильдии, владелец кирпичного завода рядом со станцией Царицыно Спиридон Егорович Логунов. Он заказывает Веберу строительство большого четырехэтажного дома на приобретенном участке. Дом был построен в 1882 году.

           В начале 20 века владельцами участка становятся братья Чижовы. К 1906 году сносятся все незначительные постройки во дворе, на их месте строится двухэтажный корпус доходного дома, оформляется угловая со Страстным бульваром часть здания. Первый этаж занимали магазины и кинотеатр, который в ту пору назывался электротеатром.

             В 1930-ых годах фасад, выходящий на Тверскую, был надстроен еще двумя этажами, а угол украшен ротондой. Два нижних этажа рустованы, остальные оштукатурены и украшены пилястрами тосканского и коринфского ордеров.

              В 1937 году в давно национализированном здании состоялся первый творческий вечер Дома актера, посвященный 100-летию со дня смерти Пушкина. Сам Дом актера задумывался как актерский клуб, место отдыха и неофициального общения артистов, объединенных профессиональными интересами. Театральное сообщество обитало в бывшем доходном доме Логуновых – Чижовых до 1990 года, когда здание сильно пострадало от пожара. Дом актера перебрался в дом с рыцарем на Арбате http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-1/, а здание на Тверской несколько лет было закрыто на реставрацию-реконструкцию. В это время был достроен еще один, мансардный, этаж.

           Сейчас это офисный центр с магазинами на первом этаже.

          Еще один доходный дом на Тверской связан с именем Вебера. Это дом №14 — дом Е. И. Козицкой или дом Г. Г. Елисеева. Москвичам и гостям столицы он более известен, как Елисеевский гастроном. Но доходным домом это здание стало не сразу.

 

         История этого дома начинается в конце 18 века. В конце 1780-ых годов на этом месте предположительно по проекту Матвея Федоровича Казакова был построен особняк для вдовы кабинет-секретаря Екатерины II Григория Васильевича Козицкого Екатерины Ивановны. Снаружи это было типичное для классицизма здание с шестиколонным портиком. Внутренние, особенно парадные помещения второго этажа, были богато украшены лепниной, позолотой и наборным паркетом.

          Первая попытка сделать из особняка доходный дом была предпринята в 1813 году: уцелевший в пожаре дом был предложен Екатериной Ивановной для сдачи внаем студентам Московского университета, однако руководство университета от предложения отказалось из-за слишком богатых интерьеров особняка – такие интерьеры совсем не подходили для студенческого общежития.

         Позднее особняк отошел в качестве приданого дочери Козицких Анне и ее мужу дипломату Александру Михайловичу Белосельскому-Белозерскому. Следующей владелицей дома в 1824 году стала дочь Александра Михайловича от первого брака Зинаида Александровна, в замужестве Волконская, которая не просто поселилась в доме на Тверской, но и превратила его в литературный салон.

             В 1829 году Волконские уезжают за границу, но дом остается во владении наследников Александра Михайловича Белосельского-Белозерского, в частности второй дочери Александра Михайловича Марии Александровны Власовой. Видимо кто-то из наследников Белосельского-Белозерского все-таки превратил особняк в доходный дом — в конце 1860-ых годов в доме размещался пансион Эдуарда Христиановича Репмана для детей состоятельных родителей.

          В 1870 году дом приобретает поставщик обуви для российской армии Самуил Миронович Малкиель. При нем бывший особняк Козицкой приобретает современный вид и окончательно становится типичным доходным домом. Для перестройки особняка Малкиель приглашает Августа Егоровича Вебера. Вебер снял классический портик и колонны и оформил фасад в стиле эклектики с преобладанием лепных классических элементов. На первом этаже было обустроено помещение для магазина, а на втором и третьем – богатые квартиры. Вебер практически полностью сохранил интерьеры парадных залов бывшего особняка, вписав их в новые квартиры. Перестройка доходного дома была завершена в 1875 году.

     

           В последующие годы владельцами дома были купцы Носовы, Ланины, Морозовы, а в 1898 году его приобретает петербургский купец-миллионер Григорий Григорьевич Елисеев. Елисеев проводит кардинальную перестройку дома для обустройства в нем гастрономического магазина по проекту петербургского инженера Гавриила Васильевича Барановского. Проходивший под домом проезд, в который когда-то въезжали кареты, стал главным входом в магазин, а комнаты первого и второго этажей объединили и превратили в огромный торговый зал. Оформлением торгового зала занимались архитекторы Владимир Васильевич Воейков и Мариан Марианович Перетяткович. Все работы проводились в строжайшей тайне – дом был окружен плотными лесами. Когда их сняли, москвичи были поражены изобилием ассортимента магазина и роскошью его интерьеров. На третьем этаже остались квартиры для сдачи в наем.

   

            Дом на Тверской принадлежал Елисееву до 1917 года.

      В советское время магазин был переименован в Гастроном № 1, но продолжал неофициально называться «Елисеевским». Помещения на третьем этаже превратились управленческие конторы, а частично был перестроены под небольшие квартиры. В одной из них провел последний год своей жизни парализованный Николай Островский. В 1940 году в этой квартире создан мемориальный музей Островского.
В 1992 году музей был переименован в Государственный музей — гуманитарный центр «Преодоление» имени Островского, экспозиция которого расширена работами людей с ограниченными возможностями здоровья. В 2016 году переименован в музей «Интеграция».

   

           Гастроном №1 был одним из образцовых и передовых советских предприятий торговли, правда 1980-ые годы с ним было связано громкое уголовное дело о хищениях, в которые были вовлечены многие сотрудники магазина.

           В 1991 году гастроном приватизирован, с начала 2000-ых годов часть площадей сдается в аренду под ресторан и ночной клуб. В 2003 году проведена реконструкция торгового зала, были восстановлены некоторые интерьеры магазина Елисеевых, а сам он переформатирован из прилавочного магазина в универсам «Алые паруса». Предприятие оказалось убыточным, в 2015 году здание «Елисеевского», имеющего статус памятника архитектуры, городские власти хотели продать на торгах, но не сложилось. В результате гастроном Елисеева был закрыт в 2021 году и дальнейшая его судьба не ясна.

          Вот такая непростая судьба у этого дома на Тверской, который побывал и особняком, и доходным домом, и самым шикарным гастрономом Москвы.

          Иногда доходные дома строились не по заказу конкретных людей, будущих владельцев дома, а по заказу организаций. Такими организациями часто выступали страховые общества, которые вкладывали капиталы в доходный бизнес домовладения. Обычно такие доходные дома строились большими, с квартирами разной площади стоимости. В них были и просторные дорогие квартиры, и небольшие для небогатых квартиросъемщиков. Познакомимся с двумя такими домами на Большой Лубянке.

           Дом № 11 построен в 1879 году для Страхового общества «Якорь».

           Официальной датой создания Страхового общества «Якорь» является 23 июня 1872 года, когда был утвержден Устав Общества. Инициатором и учредителем общества стал известный российский предприниматель и фабрикант Алексей Иванович Абрикосов, основавший кондитерскую фабрику «Абрикосов и сыновья» (ныне кондитерский концерн «Бабаевский»), а также владевший несколькими кондитерскими и чайными фабриками в Москве. За заслуги перед Отечеством Алексей Абрикосов получил статус Поставщика Двора его Императорского Величества и чин Действительного Статского советника.

           Целью создания Страхового Общества «Якорь» было прежде всего страхование морских перевозок чая и недвижимого имущества, принадлежавшего Абрикосову. Кроме того, Общество «Якорь» занималось традиционным страхованием от огня и менее популярным в ту пору страхованием жизни.

   

           В 1879 году Страховое общество «Якорь» покупает владение на Лубянке, которое принадлежало богатому купцу и антиквару Дмитрию Александровичу Лухманову и заказывает опять же Веберу строительство доходного дома. Вебер взял за основу дом Лухманова, построенный в 1826 году. Он кардинально перестроил его для размещения конторских помещений Страхового общества и квартир на третьем этаже, заново оформил фасады в стиле эклектики с преобладанием мотивов ренессанса. Фасад декорирован пилястрами с украшенными лепниной филенками, медальонами с бюстами, балюстрадами, арочными нишами, полукруглыми нишами над окнами второго этажа с цветными керамическими панно.

 

            В 1918 году здание было передано ВЧК, здесь был рабочий кабинет Дзержинского. Много лет в доме располагались отделы МГБ и КГБ СССР. Сейчас его занимает один из департаментов МВД РФ.

           На углу Большой Лубянки и Кузнецкого Моста расположено грандиозное здание – доходный дом Первого Российского страхового общества страхования от огня.

            В разные годы несколько больших участков на углу Введенской улицы (Кузнецкого Моста) и Сретенки (Большой Лубянки) принадлежало князьям Голицыным, монопольному поставщику заказов для российской армии Василию Васильевичу Варгину и его наследникам, среди которых была супруга профессора химии Московского императорского университета Николая Эрастовича Лясковского Мария Ивановна, урожденная Варгина. Участки были заняты разными постройками.

        В 1880-ых годах владение Варгиных-Лясковских арендовало Первое Российское страховое от огня общество, учрежденное еще в 1827 году графом Николаем Семеновичем Мордвиновым и бароном, финансистом и придворным банкиром Людвигом Ивановичем Штиглицем. В 1903 году Страховое общество приобретает весь этот обширный участок и решает построить на нем большой доходный дом.

          Шестиэтажный дом в неоклассическом стиле, выходящий фасадами на Большую Лубянку и Кузнецкий Мост, был построен в 1906 году по проекту петербургских архитекторов Леонтия Николаевича Бенуа и Александра Ивановича Гунста. Декор фасадов типичен для неоклассического стиля: лепнина античной тематики, полуколонны ионического ордера, вазоны-амфоры, ротонды по углам здания. Необычна форма здания – в плане оно имеет сложный вид, напоминающий бабочку: между двумя боковыми корпуса расположен парадный двор, оба корпуса здания имеют внутренние дворы. Такая форма дома обусловлена тем, что в момент строительства перед ним располагалась Введенская церковь. В 1924 году церковь снесли, на ее месте возникла площадь Воровского, которая сейчас превратилась в автостоянку.

   

           Имя Воровского площадь получила не случайно. С 1918 года и до постройки в 1952 году высотного здания на Смоленской-Сенной площади в национализированном доходном доме размещался Народный комиссариат по иностранным делам (с 1946 года — МИД СССР). А Воровский был одним из первых советских дипломатов. В 1923 году он был убит во время Лозаннской конференции, а в 1924 году в парадном дворе Воровскому был установлен памятник.

           После переезда МИДа на Смоленскую-Сенную площадь в доме размещался Московский городской совнархоз и Министерства СССР: юстиции, промышленности продовольственных товаров, рыбной промышленности, автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Сейчас здание занимают офисы различных компаний и магазины.

 

               По адресу Кривоколенный переулок, 9 располагаются два интересных с исторической точки зрения здания.

        О строении 2, расположенном во дворе большого доходного дома, так называемых палатах Ладо, я уже рассказывала http://www.peshkompomoskve.ru/moskva_dopetrovskya-4/.

            А строение 1 — доходный дом в шесть этажей – был построен в 1911 году по проекту архитекторов Бориса Михайловича Великовского и Алексея Николаевича Милюкова. Оба архитектора часто работали совместно и оба считаются предтечами советского авангарда. Дело в том, что Великовский и Милюков, который был, кстати, родным братом политического деятеля начала 20 века Павла Николаевича Милюкова, совместно владели частной архитектурной конторой. В ней в 1910-ые годы учились и стажировались такие будущие мэтры архитектурного авангарда как Эль Лисицкий и братья Веснины. Да и сам Велиховский является автором проектов нескольких конструктивистских зданий в Москве.

          Доходный дом в Кривоколенном переулке принадлежал доктору медицины, работавшему в 1-ой Градской больнице, Михаилу Аркадьевичу Лунцу. В здании разместились врачебный пункт хозяина и магазин «Кирхнер и Ко», торгующий аптекарскими и медицинскими товарами. Здесь же располагалась квартира владельца, в которой он проживал вместе с супругой Софьей Григорьевной и дочерью Любой.

   

           Фасады доходного дома оформлены в силе неоклассицизм с характерными лепными элементами декора.

 

   

   

          После национализации в доме много лет были коммуналки. Сейчас в нем располагаются офисы всевозможных организаций.

        А мы отправимся дальше. В двух шагах от Красной площади на углу Ильинки и Биржевой площади располагается бывший доходный дом Троицкого подворья. В 16 веке участок на углу Ильинки и Биржевой площади принадлежал купцу Ивану Михайловичу Антонову. В 1535 году Антонов передал его в дар Троицкому монастырю. По легенде этому поступку способствовала не только глубокая религиозность Антонова, но и тот факт, что предок Ивана Михайловича, некий Симеон Антонов был исцелен молитвами самого Сергия Радонежского.

         На участке были построены палаты, в которых останавливались монахи лавры, приезжавшие в столицу, и стряпчие, которые вели монастырские дела. Позднее в подворье кроме палат были возведены и другие постройки, в которых размещались лавки, трактиры, конюшни и даже купеческий клуб.

             В 18 веке постройки подворья полностью сдавались в аренду частным лицам. В конце 18 века арендатором всего подворья стал купец Сысалин. Одним из условий аренды было обязательство выстроить вместо обветшавших зданий новые. На углу участка по заказу Сысалина было выстроено двухэтажное здание в стиле классицизм, в котором вскоре открылись трактир, кофейня, лавки, а на втором этаже обустроены квартиры и комнаты для найма. В последующие годы дом Сысалина оброс многочисленными пристройками, на территории подворья были построены флигели и служебные здания.

         В 1874 году все постройки на территории подворья были снесены и началось строительство нового пятиэтажного доходного дома под руководством Петра Петровича Скоморошенко. Архитектор оформил фасады в стиле эклектики с преобладанием элементов русского стиля. Стены здания обильно украсили лепниной. Окна четвертого этажа оформили стрельчатыми арками с лепниной и разделили пилястрами.  На углу Скоморошенко разместил шестиэтажною башню с бельведером наверху. Два нижних этажа башни облицованы керамической плиткой.

 

   

          Строительство заняло целых пять лет: доходный дом с торговыми и конторскими площадями и квартирами на верхних этажах был сдан в эксплуатацию в 1879 году. Следует отметить, что современники отзывались о здании неоднозначно и часто критиковали его за излишнюю декоративность.

         В 1917 году доходный дом Троицкого подворья был национализирован, и в нем разместили офисы разных государственных контор и коммуналки. С 1990 года его занимает Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ.

          В 2019-2020 годах здание отремонтировали, при этом всегда окрашенное в светло-голубых тонах здание изменило свой цвет: верхние этажи окрасили в терракотовый, а два нижних – в бежевый, как и плитка угловой башни. Чем вызваны такие изменения – не знаю, возможно, отыскали какие-то новые описания здания в архивах.

            О доме №3 по Солянскому проезду сведения скудные и противоречивые: то ли это бывшие торговые ряды на Солянке, то ли доходный дом купца Рыженкова, то ли доходный дом некоего Н. Т. Волкова, который был построен в два этажа после пожара 1812 года и надстроен двумя этажами в 1888 году. Вероятнее всего доходный дом Волкова – это соседнее с угловым здание. Внешний вид его в настоящее время мало отличается от первоначального.

   

 

        А вот угловой дом в 1990-ые претерпел значительные изменения: надстроена мансарда, так любимая Лужковым, а позже на фасадах появилась лепнина, которой не было ни в начале 20 века, ни даже в начале 1990-ых годов.

             Сейчас оба дома используются как коммерческая недвижимость.

         Доходным домом можно считать и гостиницу, тем более, что многие дорогие номера жильцы снимали для жилья на длительный срок. На углу Рождественки и Софийки (ныне Пушечной улицы) располагается гостиница «Савой», построенная по заказу страхового общества «Саламандра». Проект неоклассического здания разработал Виктор Андреевич Величкин. Величкин окончил Петербургский институт гражданских инженеров со званием гражданского инженера первого разряда. Основные проекты архитектора реализованы в Москве, где он имел собственную архитектурную контору, а кроме того в разные годы работал штатным архитектором Сущевской части, Московского городского кредитного общества и страхового общества «Россия».

           Участок на углу Рождественки и Софийки в начале 19 века были заняты складами, которые полностью уничтожил пожар 1812 года. В 1821-ом году участок был выставлен на торги и его купил полковник Алексей Васильевич Аргамаков. Во второй половине 19 века территория перешла по наследству к его внучке княгине Ольге Александровне Туркестановой. В 1909 году угловую часть владения Туркестановой выкупило страховое общество «Саламандра» для строительства гостиницы. Новый отель, построенный в 1912 году, назвали «Берлин». В годы Первой мировой войны его переименовали в «Савой». Причиной стала и борьба со всем немецким, вплоть до названий, и тот факт, что рядом располагался ресторан Туркестановой «Альпийская роза» http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern-5/, а французская провинция Савойя  располагается у подножья Альп.

 

             После национализации гостиницу переделали под общежитие сотрудников Наркомата иностранных дел, а в 1931 году снова вернули статус гостиницы. Теперь в ней останавливались иностранные туристы. В 1958—1988 годах гостиница снова называлась «Берлин», а после реконструкции с восстановлением исторических интерьеров в 1988 году опять сменили название на «Савой».

          Здание гостиницы «Савой» декорировано лепными элементами в стиле ампир: грифонами, львиными маскаронами, факелами, венками, ионическими пилястрами и фигурами ангелов. Величкин акцентировал срезанный угол здания полуротондой с колоннами ионического ордера, которую венчает балкон с балюстрадой. Изначально фасады были облицованы гранитными плитками, но в советское время их заменила штукатурка.

   

         В 2005 году интерьеры и фасады гостиницы снова отремонтировали и на базе гостиничного комплекса создали бизнес-центр. Кроме офисных помещений здесь располагается картинная галерея современных русских художников, ресторан и сохранены приблизительно 60 люксовых номеров.

        Следующий адрес – Рождественка 6/9/20. Здание представляет собой фрагмент расположенного комплекса строений обширного исторического домовладения, сформировавшегося в середине 19 века. В него входят участки, которыми с 17 века владели дворяне и купцы, а также владения близлежащих храмов и монастырей. Здесь располагались и многочисленные каменные палаты, и флигели, и деревянные хозяйственные постройки.

             Участками и восстановленными после пожара 1812 года строениями в первой половине 19 века владели супруга камер-юнкера Александра Всеволодовича Всеволжского Софья Ивановна, гвардии полковник Николай Чертков, коллежский советник Василий Суровщиков, княгиня Анна Щербакова. Постепенно все эти владения покупает коммерции советник Александр Логинович Тарлецкий. К концу 1840-ых годов его обширное владение занимало большую часть квартала и выходило на три улицы: с севера – на Кузнецкий мост, с запада – на Рождественку, а с юга – на Софийку (Пушечную улицу). Постепенно по периметру владения строятся доходные дома в классическом стиле, соединенные переходами, с торговыми площадями на первом этаже и квартирами — на втором и третьем.

          В 1888 году комплекс доходных домов переходит к тайному советнику Георгию Антоновичу Захарьину. Здания периодически перестраивали и ремонтировали. Так проекты некоторых частей дома подписаны Осипом Бове, а капитальный ремонт при Захарьине осуществлялся по проекту Константина Михайловича Быковского под руководством архитектор Петра Алексеевича Виноградова.

              С 1860 года на территории домовладения располагался Немецкий клуб, основанный в 1819 году. С началом Первой мировой войны его сменил Славянский клуб. После 1917 года эта часть исторического домовладения оказалась в ведении ВСРКХ и в ней разместился клуб Центрального Союза Местных Комитетов городских служащих и рабочих — Клуб коммунальников. С 1939 года здесь находится Центральный Дом работников искусств (ЦДРИ).

            При прокладке метро все дворовые постройки были снесены. Сейчас помимо ЦДРИ в доме расположены офисные помещения, магазины и кафе на первом этаже. Кстати, тот факт, что в клубе коммунальщиков в 1920 году выступал Ленин, способствовал тому, что он получил статус объекта культурного наследия федерального значения. Часть дома, выходящая главным торцом на улицы Кузнецкий мост и Рождественку, пока является выявленным объектом культурного наследия.

           Так выглядит клубная часть здания со стороны Пушечной улицы.

        Доходный дом в 1-ом Обыденском переулке, 9/12, был построен в 1914-1915 годах по заказу харьковского купца Федора Сафроновича Зябкина по проекту Николая Ивановича Жерихова. Построенный в стиле неоклассицизма он имеет на главном фасаде два эркера, стены нижних этажей рустованные, в арочных нишах установлены вазоны-урны. Лепнина на фасаде имеет типичные для классицизма элементы: листья аканта, гирлянды и венки из цветов, фруктов и дубовых листьев, грифоны и картуши.

            При строительстве дом был оборудован по последнему слову техники начала 20 века. В нем было пять лифтов (два на парадных лестницах, три на черных), сорок стенных пылесосов в квартирах, отверстия для самовара на кухнях, три телефона для общего пользования, а также отдельная прачечная на верхнем этаже, откуда прислуга могла разносить белье в квартиры по черным лестницам. В кабинах парадных лифтов стояли скамейки, обитые красным бархатом, и висели зеркала. В квартире владельца до сих пор сохранился изразцовый камин и потолочные росписи.

 

   

   

         В настоящее время в доме располагается 37 дорогих квартир, ресторан и студия звукозаписи.

            А мы отправимся дальше в Плотников переулок. Дом №6/8 – доходный дом в стиле неоклассицизм в 1909 году по проекту Георгия Константиновича Олтаржевского. Выпускник Строгановского училища, Олтаржевский работал техником на постройке трамвайных линий. С 1906 года вошел в число московских архитекторов — проектировщиков доходных домов. Карьера архитектора достигла пика к 1913 году и фактически прекратилась с началом Первой мировой войны. Всего в Москве по его проектам построено 10 доходных домов, 5 жилых домов после 1917 года и конструктивистский Даниловский универмаг.

             Дом был оборудован центральным отоплением, электрическим освещением и лифтами. Декор фасадов типичен для неоклассицизма: венки, гирлянды, имперские орлы, замковые камни в виде листьев аканта.

   

   

   

       Но есть среди всех этих типичных украшений один медальон с необычным античным сюжетом. По крайней мере мне он нигде больше не встречался – женская фигура верхом на кентавре. Суть сюжета в следующем. Гипподамия — внучка бога войны Ареса (или Марса по римской мифологии). При ее рождении оракулы предсказали ее отцу Эномаю, что его ждет смерть, когда его дочь выйдет замуж. Когда пришло время выдавать дочь замуж, Эномай придумал для женихов состязание в быстрой езде на колесницах. Всех женихов, которых удалось обогнать Эномаю, он просто убивал. Но один из женихов, Пелоп, который тоже был внуком Ареса-Марса, подкупил возничего Эномая Миртила и пришел к цели первым. Побежденный отец от огорчения просто покончил жизнь самоубийством. А счастливец Пелоп устроил свадебный пир. Среди приглашенных был и свирепый кентавр Эврит. Вино ударило в голову кентавру, и он решил похитить прекрасную новобрачную. Согласно Овидию, Гипподамию освободил Тезей, который тоже был среди приглашенных гостей. А на медальоне на фасаде дома изображен момент похищения новобрачной Гипподамии кентавром Эвритом.

           Дом до сих пор является жилым.

        А закончим сегодняшнюю прогулку на Арбате. Дом 55/32 — доходный дом М. И. Хромовой — М. А. Обухова — Н. И. Рахманова.

             В основе нынешнего дома на углу Арбата и Денежного переулка – старый усадебный дом, построенный еще до пожара 1812 года. В конце 1870-ых годов он был перестроен по проекту архитектора Митрофана Александровича Арсеньева для дворянки Марии Ивановны Хромовой.

        Арсеньев был вольноприходящим студентом Императорской Академии художеств, которую окончил со званием свободного художника архитектуры. По проектам Митрофана Александровича в Москве построено порядка десяти доходных домов, несколько частных домов и храмов.

          Дом на Арбате оформлен в эклектичном стиле с преобладанием элементов декора, характерных для классицизма. Изначально здание было трехэтажным, четвертый этаж был надстроен в 1930-ые годы. На первом этаже были обустроены торговые помещения, на втором и третьем – квартиры для сдачи в наем.

            Так сложилось, что основными квартиросъемщиками в этом доме стали профессора и доценты Московского университета. Этому способствовал и тот факт, что вскоре после окончания строительства дома, хозяйка продала его приват-доценту Московского университета, почетному гражданину Николаю Ивановичу Рахманову. К сожалению, выяснить кем был господин М. А. Обухов, мне не удалось. По крайней мере среди профессорско-преподавательского состава университета того времени согласно справочнику «Вся Москва» он не значится. Зато точно известно, что здесь в семье профессора математики Николая Васильевича Бугаева, родился сын Андрей, ставший впоследствии поэтом Андреем Белым. Квартира Бугаевых стала своеобразным клубом символистов, в 1903—1907 годах здесь собирался их кружок «Аргонавты». В квартире бывали Блок, Брюсов, Мережковский, Гиппиус, художник Борисов-Мусатов, философ Флоренский, композитор Танеев и другие представители творческой интеллигенции серебряного века.

            Сейчас в здании расположены офисы различных организаций, музей «Мемориальная квартира Андрея Белого» и ресторан с незамысловатым названием «Белый».

04.01.2023

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *