МОСКВА ДОПЕТРОВСКАЯ-3

МОСКВА ДОПЕТРОВСКАЯ. Часть 3

     Продолжу рассказ о допетровской Москве. Вторым по величине оазисом допетровских построек после Китай-города по праву можно считать Кадашёвскую слободу – историческую местность в районе Якиманки.

     Если идти от станции метро «Третьяковская» к картинной галерее, то в самом начале Лаврушинского переулка (в действительности это конец переулка, а начинается он в противоположной стороне, у Кадашевской набережной), во дворе так называемого дома писателей можно увидеть хорошо сохранившиеся двухэтажные палаты.  Это палаты Титова. Здание построено в 17 веке думным дьяком Семеном Степановичем Титовым.  Семён Титов был приближенным царя  Алексея Михайловича и сделал при дворе блестящую карьеру: сначала он служил дьяком Разрядного приказа, через несколько лет – уже дьяком Приказа Большого дворца. В конце января 1676 года, как лицо Нынеприближенное к царю, Титов удостоился чести нести караул  у постели умирающего Алексея Михайловича. В середине 1660-х годов служилому дворянину Семену Титову царем был пожалован двор в Замоскворечье. Здесь Титов и построил палаты «посадского типа».

    Перестройки дома, которые неизбежно проходят с любыми зданиями за столь длительный срок существования, не слишком сильно изменили внешний облик палат. Внутри изменения были более заметными: во второй половине 19 века здание было переделано под доходный дом на девять квартир. После 1917 года квартиры превратились в коммуналки.  В 1975 году жильцов дома расселили, и началась научная реставрация здания. В целом палаты восстановлены такими, какими они были 18 веке. Но реставраторы сделали всё возможное, чтобы сохранить и воссоздать архитектурные элементы древнейшей его части – палат 17 века. Последняя реставрация была проведена в период с 2010 по 2014 годы. Палаты сменили цвет стен. Раньше здание было выкрашено в красный цвет, а элементы декора были белыми. Сейчас стены окрашены в светлые тона, а некоторые элементы декора получили полихромную окраску. В 2014 году в палатах открылся интерактивный Музей военной истории «Стрелецкие палаты» Российского военно-исторического общества.

 

 

           В Лаврушинском переулке расположены еще две постройки конца 17 – начала 18 веков. Дом № 6 — типичные жилые палаты того времени. Кому принадлежали палаты в прошлом, мне выяснить не удалось, а сейчас это здание входит в комплекс зданий Третьяковской галереи.

   

        Об усадьбе, расположенной в Лаврушинском переулке, 4, известно немного больше. Это бывшая усадьба купцов Гусятниковых. Она состоит из жилого дома, построенного в 1822 году и палат конца 17 века. Об усадебном доме в стиле классицизма поговорим в другом разделе, а сейчас речь о палатах. Гусятниковы – известный московский купеческий род. Разбогатели и стали купцами первой гильдии Гусятниковы благодаря обширной сфере коммерческих интересов. Они торговали пушниной, заграничными тканями и кожами, владели многочисленными питейными заведениями в Москве, ткацкими производствами, изготовлявшими льняное полотно. Палаты построены, скорее всего, при Сергее Захарьевиче Гусятникове, который помимо коммерческой деятельности занимал должность казенного целовальника (сборщика податей и налогов) Купецкой палаты. Палаты неплохо сохранились, но сфотографировать толком их не удалось. Дело в том, что позади усадьбы ведется строительство музейного комплекса Третьяковки (уж не знаю, как он будет выглядеть, но пока там льют бетонные стены). Перед зданием палат Гусятниковых установлены трансформаторные будки, которые практически полностью закрываю здание. Строгий охранник за ограду не пропустил и сфотографировать здание на мою камеру отказался. Так что увидеть можно только это.

   

   

     Что сейчас находится в зданиях усадьбы Гусятниковых, не знаю. Но вероятнее всего они входят в комплекс помещений Третьяковки.

     Параллельно Лаврушинскому проходит Первый Кадашевский переулок. В нем, если верить различным справочникам, целых четыре здания именуются палатами в Кадашёвской слободе конца 17 — начала 18 века. Правда, за прошедшие с момента постройки века, здания настолько утратили свою аутентичность, что проходя мимо, просто язык не поворачивается назвать их палатами 17 века. Судите сами.

     Первый Кадашёвский переулок, 7/9:

     Первый Кадашёвский переулок, 10, строение 1 — дом колбасного фабриканта Николая Григорьевича Григорьева, построен в конце 19 века, включив в себя постройку начала 18 века:

     Первый Кадашёвский переулок, 10, строение 3 – жилой дом конца 17 — начала 18 веков:

     И, наконец, Первый Кадашёвский переулок, 10, строение 2 – здание, входившее в усадьбу Григорьева и больше всего похожее на палаты 17 века — табличка на нем гласит, что именно это здание и есть палаты в Кадашёвской слободе:

    От 17 века во всех этих зданиях, за исключением последнего (в нем до наших дней дошли и стены), сохранились только подвалы. И мы можем только догадываться, как выглядели эти палаты 300 лет назад: красная кирпичная кладка, побеленные каменные наличники, решетчатые окна с мелкими стеклами… Но всего этого мы уже никогда не увидим – этим домам не повезло, они полностью перестроены.

     Еще меньше повезло палатам, расположенным между Лаврушинским и Первым Кадашёвским переулками. Это уникальное здание, датированное серединой 17 века, в начале 2000-ых годов оказалось во дворе элитного жилого комплекса «Кадаши», построенного в самом сердце Замоскворечья, невзирая на охранные зоны. Но палаты при строительстве чудом сохранились. Предполагалась реставрация, тем более что на стенах еще были заметны элементы декора в стиле нарышкинского барокко. В 2013-2014 годах эта «реставрация» палат началась, несмотря на протесты активистов «Архнадзора». Кирпичную кладку оштукатурили, покрасили в тон жилого комплекса, вставили пластиковые окна, фундамент облицевали плиткой и получили безликую постройку, напоминающую сарай. Я даже не смогла найти эти палаты с первого раза. Пришлось читать прессу и ехать еще раз к Третьяковке, чтобы убедиться: да, это подсобное помещение внутри двора и есть палаты середины 17 века.

   

    Очень жаль, что мы потеряли это здание. И если строительство жилого комплекса оправдано хоты бы с коммерческой точки зрения (по слухам, самая дешевая квартира в нем стоит порядка 5 млн. $), то такую «реставрацию» палат ничем нельзя оправдать. Она просто преступна. А еще мне ужасно обидно за жильцов этого элитного дома. Неужели среди этих, явно не бедных людей не нашлось никого, кто бы отстоял палаты. Ведь даже, если в них планируют разместить магазин, тренажерный зал или что-то еще, было бы «реально круто», если бы все это размещалось в доме с резными каменными наличниками. И жаль тех детей, которые вырастут в этом доме: вряд ли кто-то из них узнает, что подсобка во дворе, которую они видят из своих окон, на самом деле – архитектурный памятник с 350-летней историей. Но это все просто философские размышления. И чтобы уйти от печальной темы, расскажу о другом архитектурном памятнике, который тоже практически полностью утрачен, но, тем не менее, интересен даже в новом виде.

     В конце 17 века богатым купцом Матвеем Григорьевичем Евреиновым был куплен участок в Мещанской слободе. Судьба Матвея Евреинова была непростой. Мальчиком он был взят в плен во время Тринадцатилетней войны между Россией и Речью Посполитой. Мальчика продали торговцу в Мещанской слободе, за усердие царским указом освободили, когда он был уже юношей. Юноша и в правду был усерден: он стал торговать сам и постепенно превратился в богатого и уважаемого купца первой гильдии. В конце 17 века им была основана первая в Москве шелковая мануфактура. Именно в это время Евреинов и построил свои палаты в Мещанской слободе. В 19 веке усадьбой владел тайный советник Николай Семенович Лаптев. В 1885  году ее покупает купец Василий Иванович Камзолкин и на красной линии Алексеевкой улицы строит по проекту Василия Петровича Загорского доходный дом. Палаты Евреинова остаются во дворе этого дома.

     Палаты потихоньку разрушались в советское время, и к началу 21 века практически превратились в руины. Арендаторы бывшего доходного дома, а это несколько известных банков и компаний («Райффайзенбанк», «Инвестстройбанк», «Интезабанк», АН «Квартал 2000» и др.) совместно с городскими властями принимают решение снести палаты и построить на их фундаменте новое офисное здание, что и было сделано. Так что от палат Евреиновых, как и в предыдущих случаях сохранился только подвал. Но… На углу нового здания появилась имитация палат 17-18 веков. Получился этакий дом-обманка. Кажется, что настоящие палаты встроены в современное здание. И хотя я предчувствую возмущение ревнителей старины, но согласитесь, лучше так, чем ничего. Здание выглядит оригинально. А его проектировщики и городские власти, утвердившие проект, таким необычным способом выразили свое уважение и к стоявшим когда-то на этом месте палатам, и их владельцам. Ну а пытливый человек, увидев такую эклектику, непременно поинтересуется историей этого места.

     Вот так выглядит дом №3, строение 3 по проспекту Мира, построенное на месте палат Евреиновых.

     Но предлагаю от утерянных или почти утерянных архитектурных памятников снова перейти к памятникам сохранившимся. Один такой расположен в Хамовниках, на улице Льва Толстого, 10, строение 2. Это казенные палаты Хамовного двора. Хамовники, Хамовная слобода, Хамовный двор… Все эти названия происходят от слова «хам». Но «хам» в этом случае — это не грубый, наглый человек. С 14 и, пожалуй, до 18 века хамом называли льняное полотно, в Хамовной слободе селились, соответственно, ткачи. Казенные палаты в Хамовниках были построены в конце 17 века и представляли собой, как теперь сказали бы, бизнес-центр. Здесь ткачи продавали свой товар, заключали сделки на поставку сырья, могли купить запасные детали для своих станков и различные приспособления, типа печатных досок для нанесения рисунка на ткань. В помещениях палат были и складские помещения. И как полагается бизнес-центру, здание выполнено строго, почти без декоративных элементов, если не считать лопаток (плоских вертикальных выступов стены без базы и капители) и пояса поребрика под крышей. В 1975-1980 годах была проведена реставрация палат. Сейчас в здании располагается офис IT-компании  «Байтверк Рус».

     А теперь пройдемся по Берсеневской набережной. Сразу за знаменитым Домом на набережной мы увидим красное двухэтажное здание с белым декором типа палат. В 1694 году возле Никольского храма на Берсеневке была построена колокольня с проездной аркой, по обе стороны от которой располагались двухэтажные дом притча и богадельня. Так образовался корпус Набережных палат. Во второй половине 19 века, пережив несколько пожаров, колокольня и палаты настолько обветшали, что колокольню решено было снести, разобрать часть стен Набережных палат, а оставшееся объединить в новом здании притча Никольского храма, стилизованного под 17 век. Так что снова от 17 века остались только детали фундамента.

      Но пройдем еще несколько метров – и перед нами шедевр архитектуры допетровской эпохи, с которым по красоте может сравниться разве что Грановитая палата Кремля. Это палаты думного дьяка Аверкия Кириллова.

     В БСЭ об Аверкии Кириллове написано следующее: «Кириллов Аверкий Степанович (1622-16.5.1682) русский государственный деятель и крупный купец-предприниматель. Кириллову принадлежали многочисленные лавки в Москве и других городах, соляные варницы в Соли-Камской, земли и деревни с крестьянами. В 1677 году правительство привлекло Кириллова на службу, пожаловав чин думного дьяка.  В 1677-82 годах Кириллов возглавлял приказы Большой казны, Большого прихода и др. В ведении Кириллова были главным образом вопросы, связанные с финансами, торговлей и промышленностью России. Во время Московского восстания 1682 года Кириллов был убит восставшими стрельцами, обвинившими его во взяточничестве и различных злоупотреблениях. Сохранился дом Кириллова в Москве на Берсенеской набережной – памятник гражданской архитектуры 17 века.»

     Земля, на которой стоят палаты, с 14 века принадлежала Никольскому на Болоте монастырю. Монастырские постройки были по большей части деревянными, и началу 16 века сильно обветшали. В 1504 году в рамках борьбы с пожарами и преступностью (место вокруг монастыря в ту пору было лихое) обитель упразднили, а монастырские земли раздали боярам. Участок на самом берегу Москва-реки  достался Ивану Никитичу Берсень-Беклемишеву, дипломату и государственному деятелю во время правления великих князей Ивана III и Василия III. После опалы и казни Беклемишева в 1525 году участок отошел в казну, а немного позднее передан роду Кирилловых. Аверкий Кириллов построил на этом участке палаты и Никольский храм, который соединялся с палатами крытой галереей, в 1650-ых годах. За исключением центральной части северного фасада, который выходит на набережную, здание представляет великолепный образец гражданской архитектуры того времени. Не хочу утомлять читателей описанием архитектурных деталей этого замечательного здания, просто предлагаю посмотреть на них.

 

 

   

     А вот так палаты и Никольский храм выглядят с Патриаршего моста.

     А теперь несколько слов о центральной части северного фасада. Она появилась в 1703—1711 годах, когда у дома появился  новый владелец — дьяк Оружейной палаты Алексей Александрович Курбатов. Палаты перешли к нему после женитьбы на Ирине Кирилловой, вдове сына Аверкия – Якова. Курбатов не только возглавлял Оружейную палату, но и курировал строительство Кремлевского арсенала. Так что пристройка получилась в духе времени – типичное петровское барокко. Подробнее об этой пристройке я расскажу в статье, посвященной московскому барокко. А пока просто общий вид.

     После смерти Курбатова палаты отошли в казну, но дом практически не пустовал. Во второй половине 18 — начале 19 века здесь находился «Сенатский курьерский дом». Во время войны 1812 года он сильно пострадал от пожара, но был восстановлен. С 1880 года в здании располагалось Императорское археологическое общество, возглавляемое графом Алексеем Сергеевичем Уваровым, который много сделал для сохранения памятников не только Москвы, но и по всей России. В прошлом веке в палатах Аверкия Кириллова находились Центральные реставрационные мастерские, НИИ музееведения, НИИ культуры. В настоящее время в них работает Российский институт культурологии. Хотя табличка на стене осталась еще со времени Советского Союза.

     На этом я хочу закончить эту часть рассказа о Москве допетровской. Надеюсь, что моим читателям было интересно вернуться на 300 лет назад и немного прикоснуться к той эпохе. Продолжим в следующий раз.

26.02.2017

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *