НОВОСПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ
Монастыри, как люди, бывают разными. Одни с суровым уставом, суровыми и сосредоточенными на молитве монахами, и не менее суровой охраной на входе. А есть и другие, с улыбчивыми священнослужителями и приветливыми женщинами из церковных лавок, которые без укоризны расскажут, куда надо поставить свечку. В такие монастыри хочется заходить снова и снова. И не только для молитвы. Просто, чтобы посидеть в тишине и покое на скамейке, полюбоваться прекрасными храмами, ухоженными клумбами, подумать о суетности нашей обыденной жизни. Наверное, с точки зрения верующего это неправильно, но мне по душе именно такие монастыри. К ним я отношу и Новоспасский монастырь в столице, который расположен на Крестьянской площади.
Основание Спасского монастыря приписывают и великому князю Юрию Долгорукому, и святому князю Даниилу Московскому. Первоначально монастырь находился на месте современного Данилова монастыря. Около 1300 года при великом князе Иване Калите монастырь был перенесен на Боровицкий холм в Кремле. А в 1490 году великий князь Иван III перенес монастырь на Крутицкий холм, где он сейчас и находится. На новом месте монастырь получил и свое новое название – Новоспасский.
В 1591 году монастырь участвовал в отражении набегов крымского хана Казы-Гирея. В Смутное время он был разграблен и частично разрушен, но при первом царе из рода Романовых Михаиле Федоровиче восстановлен и укреплен. Деревянную крепостную стену заменили на каменную, которая представляет собой пятиугольник с пятью башнями по углам.
Со времени переноса в Крутицы Новоспасский монастырь становится местом погребения представителей знатных боярских родов, среди которых был и род Романовых. Цари из рода Романовых часто посещали монастырь, навещая могилы своих родственников, жертвовали деньги и дарили уникальные церковные ценности. Так Алексей Михайлович в 1647 году выкупил в Хлынове (Вятке) чудотворный образ Христа Спасителя и повелел разместить его в Новоспасском монастыре. К сожалению, в советское время чудотворный образ был утерян. Смоленская икона Божией Матери Одигитрия была пожертвована монастырю инокиней Марфой, матерью царя Михаила Федоровича. От нее в монастыре остались также путевая икона Божьей Матери Умиление работы Андрея Рублева и келейная чудотворная Мироточивая икона Божьей Матери, представляющая собой древний список иконы из Созополя Писидийского.
Посещали Новоспасский монастырь царевна Софья, а также Петр и Иоанн Алексеевич. Петр I в 1717 году в знак особого внимания к монастырю приказал отлить колокол весом в 1100 пудов. С конца правления Петра I начинается постепенный упадок Новоспасского монастыря. Лишь Елизавета Петровна имела к монастырю благоволение и часто его посещала. При Екатерине II в 1764 году последовала известная секуляризация церковного имущества, монастырь лишился всех своих поместий, а значит и доходов. Число насельников заметно сократилось. Во время эпидемии чумы в 1771 году Новоспасский монастырь стал карантинным местом, куда стекались жители со всей Москвы.
Колокол Петра I был разбит во время разграбления монастыря в 1812 году наполеоновскими войсками, который при отступлении французы сожгли. Восстановление монастыря было включено в план послепожарного восстановления Москвы: к 1820 году все здания монастыря были приведены в порядок, из осколков петровского колокола отлили новый. Тогда же появились и новые постройки: вдоль западной части крепостной стены построили двухэтажный келейный корпус с кухней и некоторые хозяйственные постройки. Позднее, в 1840-ых храмы монастыря еще раз отремонтировали.
В 17 веке монастырь был популярным местом богомолья, включая царское. В то же время, как любой укрепленный монастырь он использовался в качестве тюрьмы: здесь содержались престарелые преступники, мятежные стрельцы, обвиненные в ереси священнослужители. Вот так выглядел Новоспасский монастырь на открытке начала 20 века.
В 1918 году монастырь был закрыт, а на его территории разместился филиал Таганской тюрьмы для политически неблагонадежных, а позднее — для врагов народа. Высшую меру наказания осуществляли прямо в монастыре, а тела хоронили у стен на насыпи со стороны Москвы-реки.
В 1930-ые годы был уничтожен знаменитый некогда монастырский некрополь, занимавший две трети территории обители, и где покоились видные деятели Государства Российского и Церкви. В 1935 году территория монастыря передана в ведение хозяйственного управления НКВД. В соборном храме разместили архив НКВД Московской области, в Никольском — склад конфискованной у «врагов народа» мебели и овощехранилище, в церкви иконы Божьей Матери «Знамение» — женский вытрезвитель. Келейные корпуса и хозяйственные постройки разделены на комнаты и превратились в коммуналки. В начале 1940-ых годов монастырь хотели взорвать, но этому помешала начавшаяся Великая Отечественная война.
В 1960-ых годах началось расселение жильцов монастырских коммуналок, перевод различных организаций, размещавшихся в монастыре, на другие территории. Незадолго до своей кончины выдающийся советский художник Павел Корин выступил с открытым письмом о сохранении ансамбля монастыря. В результате в 1967 году медвытрезвитель в Знаменском храме был закрыт. В 1968 году на территории обители создается «Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР». Тогда же начались реставрационные работы, которые продолжались более 20 лет и в основном касались реставрации фасадов храмов и других зданий монастыря. Внутри в это время располагались объединения «Союзреставрация», ВНИИ реставрации и их художественно-производственные мастерские.
В сентябре 1990 года монастырь передан верующим, а с марта 1991 года в нем возобновлены богослужения. Постановлением Святейшего Патриарха и священного Синода монастырю был присвоен статус Ставропигиального, т.е. подчиненного непосредственно патриарху. С 1990 года и до настоящего времени ведутся реставрационные работы и благоустраивается территория.
В монастыре пять храмов и две часовни. Три храма расположены в центре монастырской территории и составляют, как бы единый храмовый комплекс, в центре которого находится главная церковь монастыря — собор Спаса Преображения.
Собор Спаса Преображения построен в 1645-1647 годах на месте древней церкви конца 15 века в стиле русского узорочья. Сохранились документы с именами мастеров, возводивших собор: Гришка Копыла, Дмитрий Телегин, Ивашка Ахинфов. На информационном щите в монастыре архитектором указан Яков Григорьевич Бухвостов – один из основоположников нарышкинского барокко. Не знаю, можно ли доверять этой информации с явной нестыковкой: храм датирован серединой 17 века, а родился Бухвостов ориентировочно в конце 17 века.
Четырехстолпный, пятикупольный собор по внешнему облику напоминает Успенский собор московского Кремля. Его высота до центральной точки купола составляет 32 метра, а площадь — более 900 кв. м. В 1659 году собор был расписан изографом Оружейной палаты Федором Евтихиевичем Зубовым. К сожалению, первоначальные росписи и иконостас собора не сохранились.
В подклете устроена усыпальница бояр Романовых, при которой в 1902 году открыт храм во имя преподобного Романа Сладкопевца. Работы по созданию церкви-усыпальницы начались в 1901 году по проекту архитектора и реставратора Сергея Устиновича Соловьева. Были заложены почти все оконные проемы и пролеты галереи с южной стороны Спассо-Преображенского собора. Алтарь церкви расположили под его алтарем. Был сделан медный одноярусный иконостас, форма которого в уменьшенном виде повторяла нижний ярус иконостаса Успенского собора в Кремле. Главный вход в церковь-усыпальницу был сделан с восточного фасада собора, к южной апсиде пристроили небольшое крыльцо с главкой. Крыльцо украсили прекрасной мозаикой Спаса Нерукотворного Образа, изразцовым фризом и панно в стиле изразцов Степана Полубеса.
Среди погребенных в усыпальнице в подклете собора родоначальник Романовых боярин Роман Юрьевич Захарьин, отец Патриарха Филарета Никита Романович Юрьев, мать царя Михаила Федоровича Ксения Иоанновна Романова и его дочь царевна Ирина Михайловна. В усыпальнице погребены видные церковные иерархи, среди которых епископы Порфирий (Успенский) и Петр (Екатериновский).
Последними представителями рода Романовых, нашедшими место упокоения в стенах обители, стали инокиня Досифея (княжна Тараканова) и великий князь Сергей Александрович — генерал-губернатор Москвы, командующий Московским военным округом, сын императора Александра II, погибший от руки террориста И. П. Каляева в 1905 году. Сергей Александрович первоначально был похоронен в Алексеевской церкви Чудова монастыря в Кремле, которую снесли в 1929 году. В 1986 году при рытье траншеи могила великого князя была случайно обнаружена, а в 1995 году останки Сергея Александровича торжественно перезахоронили в фамильной усыпальнице Новоспасского монастыря. В монастыре установили памятный крест, подобный тому, который был на месте гибели великого князя в Кремле. Этот памятник, выполненный по рисунку В.М. Васнецова, был уничтожен большевиками в 1918 году.
У юго-западного угла собора Спаса Преображения находится церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1673 — 1675 годах как трапезная для монастырской братии. Вверху, кроме главного престола, находятся приделы Дмитрия Ростовского и мученицы Варвары. Внизу расположена церковь мученицы Екатерины с приделами Печерской иконы Божьей матери и Саввы освященного. Храм выстроен в русском стиле и увенчан тремя главами. Внутренняя роспись относится к 1780-ому году. В 1812 году наполеоновские солдаты превратили Покровский храм в склад, предметы интерьера в это время были утрачены, а росписи сильно пострадали. В 1813 году храм был снова освящен. В 1820 году на средства благотворительницы Мельгуновой был выстроен новый иконостас. В 1877 году весь храм был заново расписан академиком Виктором Дормидонтовичем Фартусовым. После передачи монастыря РПЦ Покровский храм был еще раз освятили в 1997 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, а в 2002 году силами братии начались работы по восстановлению его росписи.
С северной стороны Трапезной палаты, сейчас ставшей частью Покровской церкви, находится помещение хлебодарной палаты, которая фактически несет функцию праздничной трапезной. Во время реставрации под краской советских времен обнаружили следы семи слоев росписи различных периодов. Реставраторы остановились в итоге на росписях 1870 года. Теперь в убранство палаты вернулись образа семи архангелов, а на потолке – символические изображения евангелистов и Пресвятой Троицы. Здесь планируется обустроить кабинет и комнату отдыха для патриарха, где он сможет работать и отдыхать во время посещения монастыря.
В период с 1791 по 1795 годы с северо-западной стороны к собору была пристроена церковь Знамения пресвятой Богородицы. Двухэтажный храм построен по проекту московского архитектора периода классицизма Елизвоя Семёновича Назарова. Назаров происходил из крепостных, был вольноотпущенным помещицы А. М. Атяевой. Он работал под руководством В. И. Баженова и М. Ф. Казакова в «Экспедиции кремлевского строения». На верхнем этаже располагался собственно храм, а внизу усыпальница графов Шерметевых (непосредственно под алтарем) и других знатных родов: князей Черкасских, Лобановых-Ростовских, Сицких, Урусовых. Церковь имеет округлую форму с одним куполом в центре, с трех сторон расположены входные двери, оформленные в классическом стиле. Иконостас с иконами был в итальянском стиле, но он, естественно, не сохранился.
Наполеоновские солдаты разместили в церкви конюшню. Церковь была вновь освящена в 1813 году. В первые годы советской власти, когда большевики устроили в монастыре тюрьму, в Знаменском храме находились камеры для заключенных. Позже, в 1930-ые годы, именно в этом храме приводили в исполнение приговоры «троек»: заключенных заводили в церковь якобы для санобработки и там расстреливали. После войны в храме обосновался женский вытрезвитель. Церковь была вновь освящена после передачи храма РПЦ. Но, думаю, что в Знаменском храме верующим придется еще очень долго молиться, чтобы вернуть святость этому месту. В 2017 году фасад Церкви Знамения отреставрировали, внутри до сих пор продолжаются реставрационные работы.
В северо-восточном углу монастыря при братских корпусах, один из которых в 17 веке был больничным, расположена церковь Николая Чудотворца. Построена она в 1652 году на средства князя Якова Куденеетовича Черкасского — ближнего боярина и воеводы из рода Черкасских. Яков Черкасский был другом и сподвижником царей из рода Романовых – Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.
Однокупольный храм в стиле русского узорочья имел подвальные помещения, в которых содержались преступники веры, иными словами еретики. Никольский храм имел отдельный вход с улицы и по этой причине при советской власти он не закрывался дольше других монастырских церквей. Богослужения здесь продолжались до 1926 года, в это время в монастыре уже размещалась тюрьма НКВД. Но и его в конце концов закрыли и именно в нем разместили склад конфискованного у «врагов народа» имущества и овощехранилище. В 1990-ых церковь Николая Чудотворца заново освящена.
В 1759 году в ограде монастыря на месте проездной башни заложили новую колокольню. Автором проекта колокольни стал зодчий Иван Петрович Жеребцов, наиболее известный из учеников архитектора Алексея Петровича Евлашева. Сначала строительство шло успешно, но через три года оно было приостановлено из-за нехватки средств, вследствие проведённой императрицей Екатериной II секуляризации церковного имущества. И только лишь через 20 лет при поддержке все той же императрицы постройка колокольни была возобновлена: были возведены 3 и 4 ярусы. Высокая четырехъярусная колокольня была завершена в 1785 году. Ее высота по разным источникам составляет 72 – 80 метров. Колокольня украшена фронтонами, колоннами и декоративными чашами. В втором ярусе в 1787 году на средства вдовой купчихи Наталии Бабкиной была устроена церковь преподобного Сергия Радонежского. Колокольня сильно пострадала от пожара 1812 года. Реставрация продолжалась до начала 20 века, тогда в храме был установлен ампирный золоченый трехъярусный иконостас. Освящение церкви Сергия Радонежского состоялось в 1901 году.
Колокольня славилась набором из двадцати восьми колоколов, которые размещались на третьем ярусе. Сейчас здесь установлен новый комплект колоколов, а храм Сергия Радонежского до сих пор не освящен.
Интересный факт: архитектор Жеребцов считал колокольню главным творением своей жизни и завещал похоронить себя в ней, что и было исполнено — после смерти он был погребен в первом ярусе колокольни.
В 1913 году на территории монастыря была возведена часовня в память 300-летия дома Романовых. Часовня находится возле южного фасада Спасского собора и выполнена в русском стиле.
А через сто лет, в 2013 году перед часовней установлен памятник «Четырёхсотлетие избрания на царство династии Романовых», скульпторы Денис Стритович и Андрей Голубев, архитектор Алексей Денисов. Первый и последний представитель царской семьи поддерживают икону, изображающую Богородицу с младенцем на руках. Михаил Фёдорович – первый царь из династии Романовых – держит царственный жезл, а Николай II, изображённый справа, держит крест. Облик и одежда царственных особ соответствуют эпохам.
Вторая часовня Новоспасского монастыря – часовня над могилой инокини Досифеи. Построена она в 1910 году – в год столетия со дня ее кончины. Считается, что загадочная монахиня Досифея была дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного брака с графом Алексеем Разумовским и более известна под именем княжны Таракановой. Она была пострижена в возрасте 39 лет уже после кончины ее предполагаемой родительницы. Вокруг имени Досифеи ходит много легенд. По одной из них Елизавета Петровна очень любила Новоспасский монастырь и, понимая невозможность престолонаследования для своей дочери, якобы завещала ей принять постриг в этом монастыре. Такая версия выглядит странно, т.к. монастырь был мужским. По другой легенде принцесса Августа Тараканова была насильно вывезена из Европы по повелению Екатерины II, насильно пострижена в монахини в Иоанно-Предтеченском монастыре, а последние годы провела в заточении в Новоспасском монастыре. Как бы там ни было, но загадочная Досифея провела в Иоанно-Предтеченском монастыре 25 лет и стяжала славу благочестивой старицы, к коей за советом, утешением и благословением приходил самый разный народ – от высокопоставленных особ до простых людей.
А вот похоронили инокиню в Новоспасском монастыре справа от ворот у стены по близости от усыпальницы Романовых. На отпевании Досифеи присутствовала вся московская знать. В 1910 году на могиле поставили часовню. Недавно прах инокини перенесли в усыпальницу бояр Романовых.
Некрополь монастыря, где нашли последний приют и упокоение многие известные московские жители разных сословий, был уничтожен в первые годы советской власти. Сейчас на месте кладбища Новоспасского монастыря разбит сад и лишь надгробные памятники 17-19 веков, сложенные вдоль южной и восточной стен монастыря, напоминают о том, что не так давно здесь было кладбище.
Здесь был похоронен художник Фёдор Степанович Рокотов. Могила его, как и все другие, не сохранилась, но планируется установка памятника художнику.
А вот Андрею Рублеву памятник в монастыре уже установлен. В связи с празднованием 600-летия со дня рождения Андрея Рублева в 1967 году в сквере перед главными воротами Спасо-Андроникова монастыря был установлен памятник Рублеву работы скульптора Валерии Григорьевны Ленской. В 1985 году памятник был заменен скульптурой работы Олега Константиновича Комова. А памятник работы Ленской, представляющий собой фигуру иконописца, который сидит на скамье, держа в вытянутой руке доску с рисунком будущей иконы, был перенесён на территорию Новоспасского монастыря, где находится и поныне. Так увековечена память иконописца и тот факт, что в монастыре долгие годы хранилась икона Божьей Матери Умиление работы Андрея Рублева, принадлежавшая инокине Марфе, матери царя Михаила Федоровича.
После передачи монастыря РПЦ на его территории появились захоронения иерархов церкви: архимандрита Гурия (1929-2010), преосвященного Алексия (Фролова), архиепископа Костромского и Галичского (1947-2013), архимандрита Иннокентия (1940-1994).
Стены и башни монастыря, сохранившиеся до наших дней, были возведены в 17 веке. На информационном щите в монастыре архитектором указан Федор Конь, самой знаменитой постройкой которого является Смоленский кремль. Не думаю, что эта информация верна: Федор Савельевич Конь скончался около 1606 года и вряд ли смог бы принять участие в сооружении стен Новоспасского монастыря. В плане монастырь представляет собой пятиугольник с четырьмя круглыми угловыми башнями и прямоугольной башней на западной стене. На месте проездной башни на восточной стене, как я говорила ранее, построена колокольня.
Братские и настоятельский корпуса также построены в 17 веке. В братских корпусах очень необычно выглядят глубокие окна – каждое окно оформлено ступенчатой белоснежной перемычкой. Отражавшийся от этих перемычек дневной свет создавал в кельях дополнительное освещение.
На первом этаже настоятельского корпуса сейчас располагается трапезная для паломников. Погуляв по монастырю, я присела на скамейку и стала жевать взятый из дома бутерброд. Проходивший мимо батюшка сказал: «Что же вы в сухомятку? У нас очень вкусно готовят, зайдите в трапезную». Я зашла. Пища была постная и очень дешевая. Салат из капусты, гречневая каша с грибами, чай и пирожок с яблоками обошлись мне в 78 рублей. Было, и правда, очень вкусно!
Ходить по территории монастыря очень приятно: ухоженные дорожки и газоны, масса цветов и со знанием дела подобранные древесные породы. Ухаживают за растениями насельники монастыря, а ландшафтный дизайн сделан под руководством специалиста из Государственного ботанического сада Ларисы Андреевны Краморенко. Лариса Андреевна занималась не только ландшафтным дизайном, но и селекционной работой: ею выведен северный сорт абрикосов, названный Новоспасский. А еще бросается в глаза необычная рябина с фиолетовыми плодами. Цветы подобраны таким образом, чтобы их цветение продолжалось с ранней весны до поздней осени, в результате чего получается так называемый «сад непрерывного цветения». На клумбах монастыря высажена большая коллекция роз.
Хочется рассказать еще о двух объектах, которые находятся за стенами монастыря, но связаны с ним общей историей.
На Крестьянской площади расположен храм Сорока мучеников Севатийских. Со стороны площади храм и монастырь смотрятся единым ансамблем. Первое каменное церковное здание построено в 1645 году, в последующие годы оно неоднократно перестраивалось: колокольня возведена в начале 19 века, трапезная в 1838 году, перестройки и реставрация после пожара 1812 года продолжались до 1880-ых годов. Есть предположение, что посвящение храма Сорока Севастийским мученикам, особо почитаемым в Греции, связано с родством московского великокняжеского дома и византийской императорской династии Палеологов. Цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович были не только благоустроителями Новоспасского монастыря, но церкви Сорока мучеников Севатийских.
В 1932 году церковь была закрыта, колокольня разрушена до второго яруса, глава храма снесена, церковная утварь национализирована и навсегда исчезла в недрах советских хранилищ ценностей. В 1990-ых храм вернули РПЦ и в нем возобновились богослужения.
При храме Сорока мучеников до 1917 года существовала богадельня для лиц сначала обоего пола, а потом только для престарелых одиноких женщин. Дата её открытия неизвестна, но она упоминается уже в документах 18 века. Двухэтажное кирпичное здание богадельни в русском стиле, которое также находится на Крестьянской площади, построено в 1880 году. Окормляли обитателей богадельни не только священники храма Сорока мучеников, но и монастырская братия.
Закончить рассказ о Новоспасском монастыре хочу двумя фотографиями. Это отражения храмов в окнах современного здания гостиницы «Холидэй Инн Симоновский». Люблю такие снимки. Эти отражения – как бы связь времен, нашего прошлого и нашего настоящего.
04.04.2020
Поистине райский уголок в этом районе Москвы — многолюдном, спешащем, гудящем. Несколько шагов во Святые врата — и вы в другом мире покоя, размышлений и доброты. Каждый раз, приходя сюда, стараюсь попасть в одностолпную парадную трапезную палату в Покровском храме. Восхищает мастерство, чувство свободы пространства и любовь, с которой сотворена эта красота. Очень хорош памятник Андрею Рублёву, и неудачен (на мой взгляд)памятник четырёхсотлетию Дома Романовых — симметричная, громоздкая композиция, да и место установки неубедительно.
Согласна. Памятник смотрится тяжеловато, фигуры статичные. Наверное, авторы руководствовались тем, что он изображает венценосных особ, правителей, которые должны быть очень серьезными и суровыми.
Спасибо большое за фотографии и рассказ о монастыре.
Вам спасибо за отзыв
Большое спасибо за умный , очень подробный рассказ ! Прочла с наслаждением !
Спасибо!